double arrow

Охарактеризуйте наследие высокого классицизма (ампира) в архитектуре русских зодчих пушкинской эпохи

1

Русский классицизм — стиль в искусстве, возникший в России в процессе европеизации при Екатерине II, и распространённый во второй половине XVIII — первой половине XIX веков.

Ампир — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века - Пушкинская эпоха в России; сменился эклектическими течениями.
Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Художественный замысел стиля с его массивными лапидарными и монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, прямым влиянием художественных форм прежде всего Римской империи, а также Древней Греции и эллинизма, был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии.
Ампирная мода ценила вытянутый силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны. Платья шили с высокой талией, под грудью перехватывали поясом, а сзади вставляли валик из конского волоса. Шею и руки оставляли открытыми. Полотнища платьев внизу расшивали золотой и серебряной нитью, зелеными пальмовыми листьями. Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками. Если платье было нарядным, предназначалось для визитов и танцев, то у него часто были короткие рукава с буфами. Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. Женское тело было хорошо видно. Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу.Декольте тоже были максимально открытыми

Андрей Никифорович Воронихин (17 октября 1759, Новое Усолье — 21 февраля 1814, Санкт-Петербург) — русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.

Андрей Никифорович Воронихин родился 17 октября 1759 года на Урале в селе Новое Усолье в семье крепостного крестьянина у графа Строганова. По всей видимости, Андрей учился в одной из художественных школ, основанных на Урале Строгановыми. Самые способные ученики таких школ отправлялись для продолжения обучения в крупные города. Андрей Воронихин был среди учеников отправленных в Москву.
В Москве способный юноша попал в поле зрения В. И. Баженова. Архитектор взял Воронихина к себе в помощники. В 1779 году вернувшийся из-за границы граф Строганов узнал об успехах молодого человека и распорядился отправить его к себе в Санкт-Петербург. Андрей Воронихин поселился в Строгановском дворце, стал постоянно сопровождать сына графа Павла.
Вместе с Павлом Строгановым Воронихин путешествовал по России. В 1786 году граф А. С. Строганов подписал Воронихину "вольную". В этом же году Андрей Воронихин с Павлом Строгановым выехали за границу. Молодые люди посетили Германию, Францию, Швейцарию. В 1789 году они побывали в Париже, где Андрей Воронихин окончательно утвердился в решении быть архитектором.
По возвращению в Санкт-Петербург Александр Сергеевич Строганов поручил Воронихину переделку интерьеров в своём дворце. Это решение было принято не смотря на отсутствие у архитектора серьёзного опыта. Позже граф поручил своему подопечному ещё одну работу - строительство паркового павильона во владениях графа в Новой Деревне.
В марте 1800 года Андрей Никофирович Воронихин начал работать в Академии художеств преподавателем архитектурного класса, в ноябре решением совета Академии ему было присвоено звание архитектора.
В 1801 году зодчий выполнил проект колоннад у "Ковша Самсона", которые назвали "воронихинскими". В этом же году Андрей Воронихин начал работу над своим самым известным проектом - Казанским собором. Он участвовал в архитектурном конкурсе на строительство храма, в котором также принимали участие П. Гонзаго, Ч. Камерон и Тома де Томон. Победе в конкурсе Андрея Воронихина способствовало то, что им руководил не кто иной как сам граф Александр Сергеевич Строганов. Павлу I понравился проект русского архитектора. Но в строительную комиссию фактический руководитель работ включён не был. Её членами могли быть только люди знатного происхождения.

Продолжая работать над Казанским собором (вплоть до его освящения в 1811 году), Андрей Воронихин работал в Павловске, где создал Розовый павильон, а также ряд других павильонов, мостов и служебных построек. В 1806 году он создал проект, по которому должны были быть построены ряд фонтанов на дороге из Санкт-Петербурга в Царское Село. Построен был лишь один - на склоне Пулковской горы. В 1806-1811 годах Андрей Воронихин строил здание Горного института.
С архитектором также связывают дом Лавалей на Английской набережной, дом министра уделов на Дворцовой набережной, домовую церковь в особняке Голицыных на набережной Фонтанки и другие постройки.
Андрей Никифорович Воронихин скончался в 1814 году. До наших дней в первоначальном виде из его произведений дошли лишь Казанский собор и здание Горного института.

 

1

Сейчас читают про: