- техники безопасности во время работы в клиническом кабинете с волонтером;
- техники безопасности при работе на фантоме
- техники безопасности при работе с аппаратурой
5) Развивать мотивацию студентов к изучению темы:
- Рабочее место врача-стоматолога ортопеда. Материалы и инструментарий, необходимые для изучения функциональной системы челюстно-лицевой области.
- изучение аппаратов, имитирующих движения нижней челюсти
2.3. Задачи обучения:
• дать знания о функциональной системе челюстно-лицевой области (П.К.Анохин);
• дать знания по основным закономерностям биомеханики жевательного аппарата;(В.А.Загорский).
• дать знания по применению и использованию аппаратуры и инструментария в изучении функции и окклюзии челюстей;
2.4. Конечные результаты изучения дисциплины:
Владеть знаниями: топографической анатомии и функциональной системы челюстно-лицевой области;
• инструментарий и оборудовании для обследования функциональной системы челюстно-лицевой области
• методы определении относительного физиологического покоя;
|
|
Владеть навыками:
- обследования на волонтере челюстно-лицевой области
- обследования полости рта, неба, слизистой верхней челюсти на волонтере
- обследования альвеолярного отростка верхней и нижней челюсти, его формы, высоты на волонтере
- проведения обследования, челюстно-лицевой области (зубов, альвеолярных отростков, мышцы ВНЧС) на волонтере
- обследование мимических и жевательных мышц на волонтере
- проведения и фиксации окклюзии (центральной, передней, боковой с помощью окклюзионной бумаги).
- проведения окклюзиограммы на волонтере, определение зубных рядов (кривых Шпее и Уилсона);
- определения относительного физиологического покоя (анатомо-физиологический метод) на волонтере
- фиксации окклюзии на фантоме, определение видов прикуса;
- работы с окклюдаторами и артикуляторами;
- определения движения нижней челюсти в вертикальной, сагиттальной и трансверзальной плоскости;
- определения порога чувствительности пародонта зуба;
2.5. Пререквизиты дисциплины: топографическая анатомия.
2.6. Постреквизиты дисциплины: пропедевтика ортопедической стоматологии.
Краткое содержание
Функциональная анатомия и биомеханика жевательного аппарата. Работа в клиническом и фантомном кабинете. Методики обследования и применения инструментов и аппаратов для определения окклюзии и изучения функциональной системы челюстно-лицевой области.
2.7. Тематический план практических занятий, лекций, СРС
Тематический план лекций 3 курс 5-6 семестр
№ | Тема лекций | Кол-во часов |
1. | Биодинамика нижней челюсти. Артикуляция. Окклюзия и ее виды. | |
2. | Прикус и его разновидности (физиологические, аномалийные и патологические) | |
3. | Функционально-морфологическая связь звеньев зубочелюстной системы в норме. | |
4. | Аппараты, иммитирующие движения нижней челюсти (окклюдаторы, ариткуляторы). | |
5. | Метод обследования больного. | |
6. | Обследование преддверия и собственно полости рта. | |
ИТОГО |
Время итогового контроля: экзамен по расписанию ОП и КУП
|
|
Тематический план практических занятий
Курс 5-6 семестр
№ | Темы | Продолжительность занятия в часах |
1. | Внешний осмотр лица и физиология челюстно-лицевой области. | |
2. | Общие сведения о биомеханике зубочелюстного аппарата. Понятие и термины, применяемые в биомеханике. | |
3. | Обследование слизистой преддверия и собственно полости рта. Физические, инструментальные и лабораторные методы обследования слизистой полости рта | |
4. | Обследование альвеолярного отростка верхней и нижней челюсти. Функциональные особенности строения альвеолярного отростка верхней и нижней челюсти | |
5. | Обследование височно-нижнечелюстного сустава, и его функциональной связи с зубочелюстной системой. Основные и дополнительные методы обследования височно-нижнечелюстного сустава | |
6. | Обследование зубов и зубных рядов. Зубные, альвеолярные и базальные дуги. Клинические методы обследования зубов и зубных рядов. | |
7. | Факторы, обеспечивающие функциональность зубных рядов. Компенсаторные окклюзионные кривые Шпее и Уилсона. | |
8. | Мышцы головы. Мимические мышцы, а также мышцы языка, неба и дна полости рта. Их функциональная принадлежность в зубочелюстной системе. | |
9. | Жевательная мускулатура, ее функциональная значимость. Абсолютная сила жевательных мышц. Клинические методы обследования жевательной мускулатуры. | |
10. | Рубежный контроль. | |
11. | Биомеханика зубочелюстной системы. Компоненты жевательной системы и их функциональное взаимодействия. Состояние относительного физиологического покоя. | |
12. | Законы артикуляции. Виды окклюзии и ее признаки. Клинические методы обследования. | |
13. | Приборы позволяющие имитировать всевозможные движения нижней челюсти. | |
14. | Признаки смыкания,, характерные для всех зубов и зубных рядов. Клинические методы обследования. | |
15. | Нормальные и аномальные виды прикуса, признаки смыкания зубов и зубных рядов. Клинические методы обследования. | |
16. | Переходные формы прикуса. Их характерные признаки в зубочелюстной системе. | |
17. | Клиническая биомеханика жевательного аппарата. Вертикальные, сагиттальные, трансверзальные движения нижней челюсти. | |
18. | Рубежный контроль. Итоговое занятие | |
Всего часов |
Тематический план СРС 3курс 5-6семестр
№ | Темы | Кол-во часов |
1. | Клинические методы обследования лицевой области. Антропометрические методы исследования лица и головы. Фотометрические методы исследования | |
2. | Методы обследования слизистой оболочки полости рта и альвеолярных отростков верхней и нижней челюстей (Реография, полярография). Методы исследования ВНЧС(Артрофонография. Зонография). | |
3. | Биомеханика зубов. Функциональное методы определения жевательной эффективности (Христиансен, Гельман, Рубинов).. Гнатодинамометрические методы исследования зубов. | |
4. | Статистические методы определения жевательной эффективности. Агапов, Оксман. Курляндский. | |
5. | Графические методы изучения жевательных мышц (Мастикациограмма. Миоартрография, Миотонометрия, Мастикациодинамометрия. Электромиография) | |
6. | Современные приборы, позволяющие имитировать движения нижней челюсти (Артикуляторы). | |
7. | Визуализация. Современное рентгенологическое исследование зубочелюстной системы. 3-D технологии. | |
8. | Биомеханика движения нижней челюсти в вертикальном, сагитальном, трансверзальном направлении. | |
Всего часов |
Сроки сдачи СРС:
|
|
тема №1 – 2 занятие тема №5 – 9 занятие
тема №2 – 5 занятие тема №6 – 12 занятие
тема №3 – 6 занятие тема №7 – 15 занятие
тема №4 – 8 занятие тема №8 – 17 занятие
СРС выполняется на казахском языке.
2.8. Рекомендуемая литература:
Основная:
1.Колесникова Л.Л., Арутюнова С.Д., Лебеденко И.Ю. «Анатомия и биомеханика зубочелюстной системы» М., 2007г.
2.Загорский В.А.Окклюзия и артикуляция.Москва 2016г. Издательство БИНОМ.
3 Рузуддинов С.Р. Исендосова Г.Ш. Жаубасова А.Ж. Материаловедение в ортопедической стоматологии. Алматы, 2011г
4.Алтынбеков К.Д.Тіс протездерін дайындауда қолданылатын құрал-жабдықтар мен материалдар. Алматы, 2008г.380с.
5.Алтынбеков К.Д. Мирзабеков О.М. Нысанова Б.Ж. Тіс протездерін жасау технологиясы. Алматы, 2010 г.
6.Аболмасов Н.Г., Аболмасов Н.Н., Баженов И.В., А.Аль-Хаким «Ортопедическая стоматология», М.: 2003г.
Дополнительная:
1. Рузуддинов С.Р. Корсаков В.С. Абдразаков Е.Х. Радайкин С.Ю. «Функциональная анатомия коронок зубов и принципы их моделирования». Методическое пособие. Алматы, 2001
2. Жулев Е.Л. Материаловедение в ортопедической стоматологии, Н-Новгород, НГМА, 2000, 132с
3. Расулова М.М., Ибрагимова Т.И., Лебеденко И.В. «Зубопротезная техника» М.: 2005г.
Дополнительные методы обучения преподавания: