double arrow

Крестьянские реформы в России 1861 года. Сборник законодательных актов. –М., 1954. С. 31–36.


 

10. ОТЧЕТ О ДЕЙСТВИЯХ III ОТДЕЛЕНИЯ СОБСТВЕННОГО ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИИ И КОРПУСА ЖАНДАРМОВ ЗА 1863 ГОД.

 

Казанской губ. в Свияжском уезде крестьяне нескольких частных имений были смущены толками, что те из них, которые откажутся от уставных грамот и в течение трех лет от запашки земли, будут навсегда освобождены от оброка и могут без согласия владельцев выкупить свои усадьбы. Наиболее увлекшиеся этими слухам крестьяне<...> прекратили исполнение повинностей, отказались от посева яровых полей и, собрав деньги на ходатайство о свободе избрали повереннымисвоих односельцев, подстрекавших их к не повиновению.<...>

Крестьянское движение 1827–1869 гг. –

М. 1931. Вып.II. С. 60–65, 7276.

11. П. А. ВАЛУЕВ. О ВНУТРЕННЕМ СОСТОЯНИИ РОССИИ

 

Граф Петр Александрович Валуев (1815–1890) – государственный деятель. В 1861–1868 гг. занимал пост министра внутренних дел, в целом придерживался консервативных взглядов.

 

26 июня 1862 г.

Существует целый ряд тягостных фактов, на которые кажется невозможным не обратить серьезного внимания.

1. Правительство находится в тягостной изоляции, внушающей серьезную тревогу тем, кто искренно предан императору и отечеству. Дворянство, или то, что принято называть этим именем, не понимает своих истинных интересов, <...> раздроблено на множество личных течений, так, что оно нигде в данный момент не представляет серьезной опоры. Купечество мало вмешивается в политику, но оно не пользуется серьезным доверием и не оказывает никакого полезного воздействия на массы. Духовенство содержит в самом себе элементы беспорядка… Крестьяне образуют более или менее независимую или беспокойную массу, подверженную влиянию опасных иллюзий и несбыточных надежд. Наконец, армия – единственный магнит, еще удерживающий различные элементы государства в состоянии видимого единства, и главная основа общественного порядка – начинает колебаться и уже не представляет собой гарантии абсолютной безопасности.

2. Правительство как единство действия или намерений уже длительное время оставляет желать многого с точки зрения согласия и взаимной поддержки его главных органов. В настоящее время оно уже почти низведено до более или менее несовершенной деятельности небольшого количества органов.

3. Преданность монархии и личности государя – подорвана.<...>

12. Мы сделали первый шаг с проектом земско-хозяйственных учреждений, но более чем сомнительно, что этот шаг достаточен. Аналогичную попытку необходимо сделать и в центральной администрации.<...> В эпоху общественного возбуждения важнее, чем когда-либо для правительства, овладеть социальным движением и стоять во главе социального движения, делающего три четверти истории.<...> Именно в этом смысле давно известная и провозглашенная идея заслуживает того, чтобы к ней вернуться и обработать ее. Это – реформа Государственного совета на основаниях, аналогичных австрийскому Рейхсрату и Государственному Совету Польского королевства .

Хрестоматия по истории СССР 1861–1917. – М., 1990. С. 15–16.

 

 

12.МАНИФЕСТ[6] 29 апреля 1881 г.

 

О ПРИЗЫВЕ ВСЕХ ВЕРНЫХ ПОДДАННЫХ К СЛУЖЕНИЮ ВЕРОЮ И ПРАВДОЮ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ И ГОСУДАРСТВУ, К ИСКОРЕНЕНИЮ ГНУСНОЙ КРАМОЛЫ, К УТВЕРЖДЕНИЮ ВЕРЫ И НРАВСТВЕННОСТИ, ДОБРОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ, К ИСТРЕБЛЕНИЮ НЕПРАВДЫ И ХИЩЕНИЯ, К ВОДВОРЕНИЮ ПОРЯДКА И ПРАВДЫ В ДЕЙСТВИИ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ

…Низкое и злодейское убийство Русского Государя, посреди верного народа, готового положить за Него жизнь свою, недо­стойными извергами из народа, — есть дело страшное, позорное, неслыханное в России, и омрачило всю землю нашу скорбию и ужасом.

Но посреди великой Нашей скорби Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело Правления в уповании на Божественный Промысел, с верою в силу и истину Самодержавной Власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага наро­дного от всяких на нее поползновений…

Посвящая Себя великому Нашему служению, Мы призыва­ем всех верных подданных Наших служить Нам и Государству верой и правдой, к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, — к утверждению веры и нравственности, — к доброму воспитанию детей, — к истреблению неправды и хищения, — к водворению порядка и правды в действии учреждений, дарованных России Благодетелем ее, Возлюбленным Нашим Родителем.

Дан в С.-Петербурге, в 29-й день Апреля, в лето от Рождества Христова тысяча восемьсот восемьдесят первое, Царствования же Нашего в первое.


Сейчас читают про: