Герцен А. И. Собр. Соч. Т. VI. С. 200–206, 220

 

 

8. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ. СЛАВЯНОФИЛЫ И ВОПРОС ОБ ОБЩИНЕ (1857)

Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) – философ, критик, писатель, идеолог революционно-демократического движения 60-х гг. ХIХ в. В 1862 г. был арестован, в 1864 г. подвергнут гражданской казни и сослан а Сибирь, откуда вернулся только в 1883 г.

Обеспечение частных прав отдельной личности было существенным содержанием западноевропейской истории в последние столетия.<...> Но, как всякое одностороннее стремление, и этот идеал исключительных прав отдельного лица имеет свои невыгоды.<...> Отдельный человек, ставши независимым, оставлен был беспомощным. Безграничное соперничество отдало слабых на жертву сильным, труд на жертву капиталу.<...>

Необходимо должны были явиться новые стремления, которыми отстранялись бы невыгоды прежнего одностороннего идеала. Подле понятия о правах отдельной личности возникла идея о союзе и братстве между людьми: люди должны соединиться в общества, имеющие общий интерес.<...> В земледелии братство это должно выразиться переходом земли в общинное пользование, в промышленности — переходом фабричных и заводских предприятий в общинное достояние компании всех работающих на этой фабрике, на этом заводе.<...>

 

Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч..М., 1948. Т. IV. С. 738, 739, 740, 743, 745, 746.

9. П. Л. ЛАВРОВ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ В БУДУЩЕМ ОБЩЕСТВЕ

 

Петр Лаврович Лавров (1823–1900) – социолог, публицист, идеолог народничества. Главное произведение Лаврова – «Исторические письма».

 

Социально-революционный союз должен организоваться таким образом, чтобы в его организации положено было основание соли­дарности разных частей России, восстание которых должно осуще­ствить задачу революции.<...> Задачи революции, лежащие на членах социально-революционного союза, настолько сложны и многочислен­ны, что этот союз не может представлять лишь небольшую кучку людей, которые все знают друг друга.<...>

Революция <...> должна начаться немедленным и неуклонным обращением всякого имущества частного, имущества групп, имущества государственного и имущества вообще. Уступки тут невозможны. Существование рядом, даже временное, социалистического строя и частной собственности представляют самую грозную опас­ность для нового социалистического строя, так как на другой же день после революции проснутся старые привычки и влечения монополии и хищничества и будут употреблены всевозможные уси­лия, чтобы удержать за личностями все то, что у них не будет взято в первую же минуту.<...>

Немедленно должны быть устроены центральные склады, куда будет свезен хлеб в муке и зерне; должны быть организованы общие стада и табуны под наблюдением выборных людей; должны быть образованы склады одежды, склады рабочих орудий <...> должна быть организована раздача из складов всего необходимого для потребления, раздача орудий труда и рабочего скота для пользования.<...>

Прекращение управления человека человеком. <...>

Свободные кооперативные союзы для всех общественных функ­ций. причем каждый член общества одновременно будет участвовать в нескольких разнообразных союзах, предполагают нравственную зависимость.

Будущее общество не будет нуждаться в специальной полиции, охраняющей личную безопасность, потому что все будут охра­нять ее.<...>

Он (работник – Сост.)вступает в общество разработки копей углекопом<...>, оставаясь вполне свободным в выборе занятий. Он простой углекоп в обществе разработки коней; он может быть один из руководителей работ по изготовлению оптических инструментов, может быть президент союза математиков-открывателей для целой страны.<...>

Хрестоматия по истории СССР 1861–1917 под ред. В.Г. Тюкавкина. –

М., 1990. С. 103–105.

10. ПРИБАВЛЕНИЕ «А» К КНИГЕ М. А. БАКУНИНА «ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И АНАРХИЯ»

Михаил Александрович Бакунин (1814–1876) – идеолог анархизма. В 1840 г. покинул Россию, жил в Швейцарии и во Франции. Принимал деятельное участие в ряде революционных движений. Состоял в I Интернационале, откуда, однако, был исключен в 1872 г.

<...>Русский народ только тогда признает нашу образованную молодежь своей молодежью, когда он встретится с нею в своей жизни, в своей беде, в своем деле, в своем отчаянном бунте. Надо, чтобы она присутствовала отныне не как свидетельница, но как деятельная и передовая, себя на гибель обрекшая соучастница, повсюду и всегда, во всех народных волнениях и бунтах, как крупных, так и самых мелких. Надо, чтобы, действуя сами по строго обдуманному и положенному плану и подвергая в этом отношении все свои действия самой строгой дисциплине, для того чтобы создать то единодушие, без которого не может быть победы, она сама воспиталась и воспитала народ не только к отчаянному сопротивлению, но также и к смелому нападению.<...>

 

Революционное народничество 70-х годов XIX века. –

М., 1964. Т. I. С. 38—55.

 

11. М. А. БАКУНИН. ФЕДЕРАЛИЗМ, СОЦИАЛИЗМ И АНТИТЕОЛОГИЗМ (1867)

<...> Государство – это учреждение историческое и переходное, преходящая форма общества, подобно самой Церкви.<...> Государство есть зло.<...> Бунт против государства сравнительно легок, ибо в самой природе государства есть нечто, вызывающее на бунт. Государство – это власть, это сила, это самопоказ и нахальство силы.<...> Его природа заключается в действии принуждением, насилием, а не убеждением.

Сколько оно ни старается скрыть свою природу, оно остается законным насильником воли людей, постоянным отрицанием их свободы. Даже когда оно повелевает добро, оно его портит и обесценивает, именно потому, что оно повелевает, а всякое повеление вызывает, возбуждает справедливый бунт свободы.<...>


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: