double arrow

Бакунин М. А. Полн. собр. соч. СПб., 1907. Т. I. C. 17—18.


12. П. Н. ТКАЧЕВ. «НАБАТ» (ПРОГРАММА ЖУРНАЛА), 1875

 

Петр Никитич Ткачев (1840–1883), литературный критик, публицист, один из идеологов народничества. Проповедовал идею заговорщической организации и тактику индивидуального террора. Эмигрировал. С 1875 г. издавал в Женеве журнал «Набат».

<...>Ближайшая, непосредственная цель революции должна заключаться не в чем ином, как только в том, чтобы овладеть правительственной властью и превратить данное, консервативное государство в государство революционное.<...>

Ткачев П. Н. Избранные сочинения на социально-политические темы..М., 1933. Т. 3. С. 262 – 264.

13. П. Н. ТКАЧЕВ. НАРОД И РЕВОЛЮЦИЯ(1876)

 

<...>Каковы же общественные идеалы нашего народа? Каковы его отношения с окружающей его действительностью?

Его общественный идеал – самоуправляющаяся община, подчинение лица миру, право частного пользования, но не частного владения землей, круговая порука, братская солидарность всех членов общины – одним словом, идеал с ясно выраженным коммунистическим оттенком.

 

Ткачев П. Н. Избранные сочинения на социально-политические темы.М., 1933,. Т. 3. С. 262–264.

 

14. С.Г. НЕЧАЕВ И НЕЧАЕВЦЫ. ИЗ ПОКАЗАНИЙ НА СЛЕДСТВИИ

 

Сергей Геннадиевич Нечаев (1847–1882) – один из лидеров т.н. «народничества». В 1869 создал в Москве нелегальную заговорщическую группу «Народная расправа». За неповиновение по его приказу был убит член организации студент Иванов. Арестован в Швейцарии в 1872. Выдан русскому правительству и приговорен к 20 годам каторги. Умер в заключении в Петропавловской крепости.

Показания А. Кузнецова 7 января 1870 г.

<...>Об этих собраниях же я скажу, что они были двух родов: центральный кружок, члены которого были выбраны самим Нечаевым, и на обязанности каждого из них лежало сгруппировать около себя несколько лиц. Таким образом я сгруппировал около себя кружок.<...>

Особенно определенной цели в нашем деле не было; Нечаев устраивал вербовку в члены общества разными средствами и тех, кто не поддавался на его желание, обставлял таким образом, ок­ружал их незаметно для них самих такими людьми, которые все старались уговорить нежелавшего, давали понять, что все должны служить общему делу, что это нужно ради их же самих, ибо иначе народ, как поднимется, истребит всех, кто не стоит в наших рядах. Нежелавший поддавался сначала только на пожертвование в пользу дела деньгами, а потом, связавши уже себя этим пожерт­вованием, вступал в дело и лично. Вообще Нечаев обладал удивительной ловкостью к тому, чтобы склонять к участию в обществе; он умел представить это дело в таких размерах, придать ему такой характер общего дела, что силою этих доводов увлекал за собой. Но убеждением он действовал лишь до того времени, покуда надо было склонить человека на согласие, а коль скоро получал это согласие, то изменялся в отношении к согласившемуся совершенно – он приказывал и требовал подчинения его указаниям. Однако при этом он не указывал цели общества.<...> Он говорил, что наше дело – работа подготовительная, мы должны подготовить себя, чтобы быть полезными народу, помогать ему своими знаниями,<...> надо было расшатать прежде государственную машину.<...> Я понимал, что дело идет к восстанию народа, я верил Нечаеву, <...> не сомневался в уверениях Нечаева в громадности этого дела, о его сущности, о его народности, о тесной связи его с Западом, с восстанием рабочего сословия.<...>

Заявление В. Александровской З1 марта 1870 г.

Личность Нечаева, по моим весьма внимательным, хотя и крат­ковременным наблюдениям, обладает следующими свойствами. Он смел и остроумен, но не всегда осторожен, смел же до дерзости. Деспот весьма односторонний. Хитер и подозрителен, но не глубок и односторонне легковерен. Непреклонной воли, но с неверным со­ображением. Деятелен до изнурения. Общечеловеческих мирных стремлений или слабостей никаких не проявляет, кроме слепой самоуверенности. Как понимание людей, так и всего окружающего у него односторонне. Так, например, он убежден, что большая часть людей, если их ставить в безвыходное положение, то у них невзирая на их организацию и воспитание, непременно выработается отваж­ность в силу крайней в том потребности.<...> Делом своего общества, по-видимому, он весь поглощен; других интересов для него не су­ществует.<...> Дело же общества занимает его свыше физических сил; он ест и пьет урывками, спит чуть не на ходу.<...>

Нечаев и нечаевцы.М., 1931. С. 108, 104, 140

15. ИЗ ПРОГРАММЫ «ЗЕМЛИ И ВОЛИ» (НЕ РАНЕЕ 1876 г.)

«Земля и Воля», организация, созданная народниками в Петербурге в 1876 г. с целью поднять крестьянство на борьбу с самодержавием. Главные деятели: А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.М. Кравчинский, О.В. Антеклян и др. В 1879 г. раскололась на «Народную волю» и «Черный передел».

 

Из всех родов западноевропейского социализма мы всецело сочувствуем федералистскому интернационалу, т. е. анархистам, но полагаем, что осуществление анархических идеалов во всей их полноте в данный момент невозможно.

Таким образом, «Земля и воля», служившая девизом стольких народных движений, служившая принципам организации при засе­лении тех наших окраин, куда еще не проникало влияние совре­менного этим заседаниям русского правительства,— эта формула, по нашему мнению, и теперь служит лучшим выражением народ­ных взглядов на владение землею и устройство своего общежития. Признавая невозможным привить народу при настоящих условиях другие, с точки зрения отвлеченной, может быть, и лучшие идеалы, мы решаемся написать на своем знамени исторически выработан­ную формулу «Земля и воля».

Само собою разумеется, что эта формула может быть воплощена в жизнь только путем насильственного переворота, и притом воз­можно скорейшего, так как развитие капитализма и все большее и большее проникновение в народную жизнь – благодаря протекто­рату и стараниям русского правительства – разных язв буржуаз­ной цивилизации угрожают разрушением общины и большим или меньшим искажением народного миросозерцания по вышеуказан­ным вопросам.<...>

Из предыдущего вытекают две главные общие задачи, на кото­рые должно быть устремлено все внимание революционной партии:

1) помочь организоваться понимающим уже необходимость того революционным элементам в народе ислиться с существующими уже народными организациями революционного характера и 2) ос­лабить, расшатать, т. е.дезорганизовать силу государства, без чего, по нашему мнению, не будет обеспечен успех никакого, даже самого широкого и хорошо задуманного плана восстания…

Хрестоматия по истории СССР 1861–1917, под ред. В.Г. Тюкавкина, –

М., 1990. С.136–137.

 

16. ИЗ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИИ «НАРОДНАЯ ВОЛЯ»

Исторический опыт человечества, а также изучение и наблюдение жизни народов убедительно и ясно доказывают, что народы тогда только достигнут наибольшего счастья и силы, что люди тогда только станут братьями, будут свободны и равны, когда устроят свою жизнь согласно социальному учению, то есть следующим образом:

1. Земля и орудия труда должны принадлежать всему народу и всякий работник вправе ими пользоваться.

2. Работа производится не в одиночку, а сообща (общинами, артелями, ассоциациями).

3. Продукты общего труда должны делиться по решению между всеми работниками, по потребностям каждого.

4. Государственное устройство должно быть основано на союзном договоре всех общин.

5. Каждая община в своих внутренних делах вполне независима и свободна.

6. Каждый член общины вполне свободен в своих убеждениях и личной жизни; его свобода ограничивается только в тех случаях, где она переходит в насилие над другим членом своей или чужой общины.<...>

Революционное народничество семидесятых годов XIX века: В 2 т.–

М., 1964. Т. 2. С. 187

17. ИЗ ПРОГРАММЫ «СЕВЕРНОГО СОЮЗА РУССКИХ РАБОЧИХ»

 

Декабрь 1878 г.

«Северный союз русских рабочих» – одна из первых революционно-политических рабочих организаций в России, созданная в 1878 г. в Петербурге. Во главе союза стояли С.Н. Халтурин и В.П. Обнорский. Союз насчитывал до 200 членов, имел нелегальную типографию, руководил стачками.

<...>В члены этого союза избираются исключительно только рабочие и через лиц, более или менее известных, числом не менее двух.<...>

Северный Союз Русских Рабочих, тесно примыкая по своим задачам к социально-демократической партии Запада, ставит своею программою:

1) Ниспровержение существующего политического и экономического строя государства, как строя крайне несправедливого.

2) Учреждение свободной народной федерации общин, основанных на полной политической равноправности и с полным внутренним самоуправлением на началах русского обычного права.

3) Уничтожение поземельной собственности и замену ее общинным землевладением….

Рабочие! Становитесь смело под наше знамя социального переворота, сомкнитесь в дружную братскую семью и, опоясавшись духовным мечом истины, идите проповедовать свое учение по городам и селам!

 

Рабочее движение в России в XIX в.: Сб. Документов и материалов. –

М., 1950. Т.II. С. 239–242.

 

Примерная Тематика рефератов по дисциплине

«Отечественная история»

Часть 1

1. Русская сельская община Х - начала ХХ вв.

2. Средневековый город Киевской Руси и Западной Европы.

3. Феодальные отношения в Западной Европе. Особенности феодализма в России.

4. Складывание территорий Московской Руси в XIV - XV вв.

5. Русская колонизация. Формирование этнически и социально неоднородного общества.

6. Сословно-представительные учреждения России в XVI - XVII вв.

7. Династический кризис и его разрешение в «Смутное время» начала XVII в.

8. Эволюция сословного строя в России в XVI - XIX вв.

9. Административно-территориальное деление России в XVI - XIX вв.

10. Крестьянские войны в России в XVII - XVIII вв.

11. Российские полководцы России XVIII - XIX вв.

12. Петр I и царевич Алексей - поиск альтернатив развития России.

13. Российские просветители XVIII века и их идеи общественного развития.

14. Отечественная война 1812 г. Русское общество начала XIX в.

15. Рождение и развитие русских промыслов.

16. Главные ярмарки России XVIII -XIX вв.

17. Русский город в системе капиталистических отношений XVIII - XIX вв.

18. Исторические корни и условия формирования третьего сословия в России.

19. Россия в воспоминаниях иностранцев. (Автор по выбору).

20. Иностранцы в России. Их правовое и общественное положение в XVI - XVIII вв.

21. Эпоха дворцовых переворотов в России.

22. Абсолютизм в Западной Европе и в России.

23. Просвещенный абсолютизм в России как форма временного компромисса государства и общества.

24. Государственный контроль и государственное регулирование общественной жизни в России XVIII -XIX вв.

25. Разночинная и демократическая интеллигенция в общественно-политической жизни России XIX века.

26. Революции «сверху» в России. Причины их несостоятельности.

27. Складывание территории России в XVI - XIX вв.

28. Кавказская война и присоединение Кавказа к России.

29. Сословные учебные заведения в России XVIII - XIX вв.

30. Консерватизм, либерализм, социализм: предлагаемые модели развития в XIXв.

31. Национальная политика царского самодержавия в XVIII - XIX вв.

32. Купеческие династии в России XIX - начала ХХ вв.

33. Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечества.

34. Реформаторы России XIX века: проекты, планы, их реализация.

35. Промышленный переворот и становление индустриальной цивилизации.

36. Титулы, звания, чины и должности в Российской империи.

37. Буржуазные реформы и контрреформы второй половины XIX в.

38. Проекты нереализованных реформ в России, их авторы и их судьбы.

 

Возможные вопросы при проведении тестирования:

 

1.Кем и когда была создана Киевская Русь?

 

а.Олегом, в 882 г.

б.Рюриком, в 862 г.

в.Олегом, в 911 г.

г.Игорем, в 945 г.

 

2.Основная особенность социально-политического строя Киевской Руси:

 

а.Система вассалитета.

б. Сбор дани.

в.Закрепление крестьян на земле.

г.Очередной порядок наследования.

 

3.Крещение Руси произошло при князе:

 

а.Рюрике.

б.Игоре

в.Владимире Святославовиче.

г.Ярославе Мудром

 

4.Что являлось причиной нежелания господствующего

слоя Киевской Руси обособиться от правителя:

 

а.Централизованный характер сбора дани.

б.Необходимость в защите.

в.Религиозные мотивы.

г.Характер общественных работ.

 

5.С кем сражался Александр Невский на Чудском озере:

 

а.Со шведами

б.С Ливонским орденом.

в.С прибалтийскими племенами.

г.С татаро-монголами.

 

6.Какое событие означало окончание татаро-монгольского ига:

 

а.Куликовская битва.

б.Тверское восстание.

в.Великое стояние на реке Угре.

г.Присоединение Новгородской земли.

 

7.Что является свидетельством создания сословно-представительной монархии в России:

 

а.Земский собор.

б.Судебник.

в.Система приказов.

г.Создание стрелецкого войска.

 

8.Что означает слово “опричнина”?:

 

а.Часть территории.

б.Войско.

в.Репрессии.

г.Религиозное течение.

 

9.Что являлось важнейшим источником первоначального накопления капитала в Европе:

 

а.Обезземеливание крестьян.

б.Налоги.

в.Займы.

г.Войны.

 

10.Какой документ юридически завершил закрепощение крестьян в России :

 

а.Судебник 1497 г.

б.Судебник 1550 г.

в.Соборное уложение 1649 года.

г.”Заповедные лета”

 

11.Какая из реформ занимает центральное место в преобразовательной деятельности Петра:

 

а.Военная реформа.

б.Образование.

в.Реформа государственного управления.

г.Экономические реформы.

 

 

12.Что явилось свидетельством создания абсолютной монархии:

 

а.Учреждение Сената.

б.Создание коллегий.

в.Табель о рангах.

г. Военная реформа.

 

13.Почему абсолютная монархия при Екатерине II называется “просвещённой”:

 

а.т.к. Еактерина много сделала в области развития образования.

б.т.к. Екатерина была широкообразованным человеком.

в.т.к. Екатерина заимствовала идеи просветителей.

г.т.к. Екатерина завершила процесс формирования возвышения

дворянского сословия.

 

14.Что, по мнению просветителей, управляет миром:

 

а.Разум.

б.Частный интерес.

в.Голод

г.Любовь.

 

15.Что, по мнению просветителей, является гарантией от деспотизма:

 

а.Разделение властей.

б.Республика.

в.Монархия.

г.Личность правителя.

 

16. Кому передавалась земля в результате реформы 1861 г.?

а. в собственность государства

б. распределялась по трудовой норме

в. помещикам и крестьянской общине

г. земствам

 

[1] В 1879 году народническая организация “Земля и воля” распалась на террористическую “Народная воля” и пропагандистскую “Чёрный передел”.

 

1 Джузеппе Гарибальди (1807–1882) – знаменитый борец за освобождение итальянских земель от иностранного господства, за создание единого итальянского государства

[1] Президентом Северо-американских Соединенных Штатов в 1861 г. стал Авраам Линкольн (1809–1865), один из самых почитаемых политических деятелей Америки. Отменил рабство, в котором находилась большая часть американских негров. Выиграл гражданскую войну против мятежных южных штатов, стоявших за сохранение рабства. Убит террористом сразу же по окончании войны.

[1] Платон (425–347 до Р.Х.) – один из величайших философов Древней Греции, ученик и коллега Сократа, учитель Аристотеля. Учение Платона представлено в его знаменитых «Диалогах».

2 Клод Анри де Сен-Симон (1760–1825) – французский философ, основатель социального учения, ставящего во главу угла труд как единственный источник благосостояния, считающего частную собственность одним из главных зол и отводящего христианству особую роль в реформировании общества.

3 Франсуа Мари Шарль Фурье (1772–1835) – французский общественный деятель, сторонник либерального социализма, внедряемого путем создания т.н. фаланстеров (своего рода общин) и строго квотированного распределения материальных благ по разным сословиям.

4 Роберт Оуэн (1771–1858) – британский промышленник, придерживавшийся социалистических взглядов. Сторонник создания кооперативных промышленных предприятий. Пытался организовать коммуну на территории купленного им в США имения, но потерпел неудачу. Сыграл заметную роль в организации британских рабочих союзов.

[1] В оригинале, т.е. по-английски, название Товарищества выглядело так: International Workingmen's Association. Таким образом, привычное для нас его название Интернационал есть сокращенный вариант полного названия.

[1] Христианская протестантская секта, основанная в Англии в XVII в. Выступала против роскоши, церковной десятины, воинской повинности.

[1] Призыв (от лат. manifesto – показываю, открываю). 1) Акт высшего органа государственной власти, обращенный к народу. 2) Декларация, воззвание с изложением политических взглядов общественной организации.

 

 

 

 

 

 


[1] В 1879 году народническая организация “Земля и воля” распалась на террористическую “Народная воля” и пропагандистскую “Чёрный передел”.

 

1 Джузеппе Гарибальди (1807–1882) – знаменитый борец за освобождение итальянских земель от иностранного господства, за создание единого итальянского государства

[2] Президентом Северо-американских Соединенных Штатов в 1861 г. стал Авраам Линкольн (1809–1865), один из самых почитаемых политических деятелей Америки. Отменил рабство, в котором находилась большая часть американских негров. Выиграл гражданскую войну против мятежных южных штатов, стоявших за сохранение рабства. Убит террористом сразу же по окончании войны.

[3] Платон (425–347 до Р.Х.) – один из величайших философов Древней Греции, ученик и коллега Сократа, учитель Аристотеля. Учение Платона представлено в его знаменитых «Диалогах».

2 Клод Анри де Сен-Симон (1760–1825) – французский философ, основатель социального учения, ставящего во главу угла труд как единственный источник благосостояния, считающего частную собственность одним из главных зол и отводящего христианству особую роль в реформировании общества.

3 Франсуа Мари Шарль Фурье (1772–1835) – французский общественный деятель, сторонник либерального социализма, внедряемого путем создания т.н. фаланстеров (своего рода общин) и строго квотированного распределения материальных благ по разным сословиям.

4 Роберт Оуэн (1771–1858) – британский промышленник, придерживавшийся социалистических взглядов. Сторонник создания кооперативных промышленных предприятий. Пытался организовать коммуну на территории купленного им в США имения, но потерпел неудачу. Сыграл заметную роль в организации британских рабочих союзов.

[4] В оригинале, т.е. по-английски, название Товарищества выглядело так: International Workingmen's Association. Таким образом, привычное для нас его название Интернационал есть сокращенный вариант полного названия.

[5] Христианская протестантская секта, основанная в Англии в XVII в. Выступала против роскоши, церковной десятины, воинской повинности.

[6] Призыв (от лат. manifesto – показываю, открываю). 1) Акт высшего органа государственной власти, обращенный к народу. 2) Декларация, воззвание с изложением политических взглядов общественной организации.


Сейчас читают про: