Основы построения процесса спортивной подготовки (микроциклы, мезоциклы и макроциклы)

Спортивная тренировка как целостный, многолетний, непрерывный процесс охватывает спортивную деятельность от новичка до мастера, рекордсмена, олимпийского чемпиона. В большинстве видов спорта этот путь занимает 7 и более лет. Известны случаи, когда выдающиеся спортсмены участвовали в трех и более Олимпийских играх, поддерживая длительное время свою работоспособность и тренированность.

В течение многолетнего учебно-тренировочного процесса происходит становление спортсмена, проводится планомерная и целенаправленная тренировка, способствующая повышению уровня тренированности и поддержанию его длительное время.

Спортсмены с каждым годом совершенствуют свою физическую и функциональную подготовленность, увеличивают объем и интенсивность нагрузки, что требует оптимальной последовательности проведения отдельных занятий, периодов и циклов подготовки.

Спортивная форма и тренированность. Под спортивной формой понимается высший уровень тренированности обучаемого, его работоспособности, физической, технической, а также психической готовности к участию в состязаниях. Это результат приспособительных изменений, происходящих в организме в процессе тренировочных занятий и затрагивающих биологические и психические процессы.

Тренированность имеет фазовый характер: приобретение, сохранение и временное ухудшение спортивной формы.

Приобретение спортивной формы — длительный и трудоемкий процесс, который характеризуется постепенными положительными изменениями, происходящими в организме спортсмена. Они выражаются в совершенствовании физических качеств, улучшении координации движений и их точности, развитии психических и волевых возможностей, подъеме общего уровня функциональной подготовленности. Изменения носят адаптационный характер: организм легче переносит высокие нагрузки; под влиянием систематических упражнений в нем происходят биохимические, морфологические и функциональные перестройки.

В фазе приобретения спортивной формы совершенствуется нервная деятельность: нервные процессы становятся более мобильными, организм легче приспосабливается к постоянно возрастающему уровню тренировочных нагрузок. Эффективно и экономно используются энергетические и функциональные резервы организма спортсмена, повышается сопротивляемость клеток и органов изменениям внутренней среды.

Сохранение спортивной формы — наивысший уровень готовности спортсмена к демонстрации высоких результатов в условиях соревнований. Для него характерны органическая взаимосвязь физической, технической, тактической и психической подготовленности, стабильная работоспособность, высокая степень функционального состояния центральной нервной системы. Главным критерием спортивной формы на данной стадии является спортивный результат, неоднократно повторенный в условиях соревнований.

Хоккеистам или футболистам спортивную форму необходимо поддерживать 8—10 мес в году, гимнастам — 7 — 9 мес, пловцам, легкоатлетам — 8 — 9 мес. В большинстве видов спорта отсутствует так называемая «сезонность», спортсмен поддерживает и сохраняет состояние тренированности длительное время.

Тренировочный процесс создает оптимальные возможности для постоянного подъема функциональной подготовленности спортсмена от состязания к состязанию, но это не означает, что сохранение спортивной формы всегда связано с самыми большими достижениями. При высоком уровне тренированности возможны повышение и понижение результативности, связанные с утомлением, травмами. Во всех случаях спортивная форма должна постоянно совершенствоваться, возрастать в течение определенного (например, четырехгодичного) цикла. В течение года наивысший подъем должен сопровождать спортсмена на самых ответственных состязаниях.

Временное ухудшение спортивной формы — функциональное со-стояние организма спортсмена, когда у него утрачиваются ранее выработанные связи, снижаются физические качества и двигательные навыки. Уровень тренированности, понижаясь незначительно, связан с необходимостью реабилитационных воздействий на организм спортсмена, не влияющих на его активную спортивную деятельность.

Циклы спортивной тренировки. Спортивную тренировку разделяют на микро-, мезо- и макроциклы.

Микроцикл (малый цикл) объединяет отдельные занятия в серию. В недельном микроцикле проводится от 6 до 18 занятий; в день — от 1 до 2 — 3 тренировок (например, в хоккее, плавании, гимнастике). Он имеет две фазы: кумуляционную и восстановительную, в которых нагрузка распределяется в соответствии с физиологическими нормами. Микроциклы делятся на подводящие, собственно-тренировочные, соревновательные и восстановительные.

При проведении нескольких тренировок в день рекомендуются варианты неодинаковой по характеру работы. Например, утром — занятия по ОФП и СФП (развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости), вечером — спортивная подготовка по виду спорта; или утром — работа по виду спорта на развитие общей выносливости, днем — силовой, вечером — скоростной выносливости. Разнообразие вариантов требует постоянного контроля над функциональным состоянием спортсмена, внесения соответствующих корректив в процессе занятий.

Основой микроцикла являются отдельные тренировочные занятия, которые по структуре состоят из подготовительной, основной и заключительной частей, органически связанных между собой и имеющих относительную самостоятельность. Задачи занятия и отдельных его частей меняются в зависимости от видов спорта и периодов тренировки. Выделяют обязательные требования, которые должны выполняться на занятиях: воспитание у спортсменов высоких моральных качеств, образование новых двигательных способностей, совершенствование физических и психических качеств.

1. Подготовительная часть занятия (разминка) включает подготовку организма к более напряженной и интенсивной работе, что не исключает применения в ней больших нагрузок. С помощью простых и сложных упражнений разогревается организм, улучшается гибкость и подвижность в суставах, точность и координация движений. Подготовительная часть проводится в составе небольшой группы и индивидуально: ходьба, бег в различном темпе с дополнительными движениями руками, ногами и туловищем, вольные упражнения для мышц рук, плечевого пояса, туловища, ног и тела. Гибкость совершенствуется повторными пружинистыми движениями на полу и гимнастической стенке. В этой части допускается проведение спортивных игр по простейшим правилам.

Перед соревнованиями разминка должна создавать оптимистическое настроение, повышать эмоциональное состояние, для чего применяется круговой метод с имитацией предстоящих упражнений. В зависимости от вида спорта и периодов тренировки подготовительная часть длится 15 — 30 мин.

2. В основной части занятия решаются следующие задачи: развитие физических и психических качеств, многократное качественное выполнение соревновательных упражнений, приемов и действий. Формы организации основной части полностью зависят от этих задач и ряда факторов (например: вида спорта, периода тренировки, возраста спортсменов). В самых различных вариантах выполняются общеподготовительные, специальные и соревновательные упражнения избранного вида спорта. Продолжительность этой части — до 120 мин.

Существуют следующие варианты проведения основ- нойчасти:

учебно-тренировочный — для освоения новых упражнений, приемов и действий, проведения тренировки в выполнении соревновательных действий в оптимальном режиме;

тренировочный — для выполнения соревновательных действий избранного вида спорта;

контрольный — для проверки подготовки спортсменов с опре-делением четких требований к занимающимся;

модельный — для моделирования условий предстоящих сорев-нований (копирование графика, времени суток, количества подходов, очередности выступления);

восстановительный — для активного отдыха и полного восста-новления сил спортсмена.

Основная часть проводится для повышения работоспособности организма спортсменов с применением упражнений из различных видов спорта (ОФП) и для совершенствования ведущих физических качеств, которые оказывают непосредственное влияние на спортивную деятельность в виде спорта (СПФ).

3. Заключительная часть завершает занятие и способствует восста-новлению организма. Продолжительность этой части — 10—15 мин.

Мезоцикл (средний цикл) состоит из нескольких микроциклов. Его продолжительность зависит от календаря соревнований и величины интервала между ними. Существуют следующие типы мезоцикл о в:

втягивающие — подготавливают организм спортсмена к пере-несению больших нагрузок;

основные — когда спортсмен готовится к соревнованиям, реализует свои потенциальные возможности, значительно увеличивает функциональную и физическую подготовленность;

предсоревновательные и соревновательные — предназначены для подготовки к соревнованиям, дают возможность смоделировать их условия, проверить график, определить особенности технических и тактических действий, нагрузку;

восстановительные (промежуточные) — способствуют активному отдыху и снижению нагрузки.

Макроцикл (большой цикл) продолжается полгода (год, несколько лет). Макроцикл разделяют на подготовительный, соревновательный и переходный периоды. Это деление условно, так как периодизация зависит от вида спорта, подготовленности спортсменов, индивидуальных возможностей. Спортсмены участвуют в соревнованиях многократно в течение года и демонстрируют при этом высокие результаты (например, бегуны на средние и длинные дистанции стартуют в течение года 20 — 40 раз, пловцы — 15 — 20 раз, велосипедисты-шоссейники — 10—15 раз, борцы — 10—12 раз, футболисты — до 40 раз, хоккеисты — до 60 раз).

В начале спортивной деятельности подготовительный период тренировки более продолжительный, так как в это время у спортсмена формируются базовые качества и двигательные навыки — физические и технические. С каждым годом длительность подготовительного периода уменьшается, а функциональная подготовленность спортсмена улучшается. Для поддержания спортивной формы, повышения стабильности результатов, совершенствования качеств и функций организма, достижения высокого спортивного мастерства, а также для спортивного долголетия необходимо постоянно тренироваться и выступать в соревнованиях.

В годичном цикле подготовительный и соревновательный периоды могут повторяться по 2 — 3 раза, переходный — 1 раз в конце тренировочного года. Это зависит от видов спорта и задач, стоящих перед спортсменами. Признано, что регулярную тренировку необходимо проводить 10—11 мес в году, отдыхать и восстанавливать свои силы — 4 — 6 недель.

В течение четырехгодичного цикла уровень тренированности спортсменов и их достижения должны ежегодно возрастать.

Для правильного построения круглогодичной тренировки функ-циональное состояние организма спортсмена оценивается в начале и в конце года, в том числе и после переходного периода, направленного на активное восстановление. Важно, чтобы уровень комплексных показателей состояния спортсмена был в конце года выше исходного (перед занятиями в начале тренировочного года), тогда можно быть уверенным, что спортсмен на следующий год начнет тренировки, имея хорошую базу.

19.2. Построение тренировки в малых циклах (микроциклах)

Микроцикл — это малый цикл тренировки, чаще всего с не-дельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.

Внешними признаками микроцикла являются:

— наличие двух фаз в его структуре — стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых). При этом равные сочетания (по времени) этих фаз встречаются лишь в тренировке начинающих спортсменов. В подготовительном периоде стимуляционная фаза значительно превышает восстановительную, а в соревновательном их соотношения становятся более вариативными;

— часто окончание микроцикла связано с восстановительной фазой, хотя она встречается и в середине его;

— регулярная повторяемость в оптимальной последовательности занятий разной направленности, разного объема и разной интенсивности.

Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число обобщенных по направлениям тренировочных микроциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, подводящих, а также соревновательных и восстановительных.

В практике отдельных видов спорта встречается от четырех до девяти различных типов микроциклов.

Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе. Применяются в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезни.

Базовые микроциклы (общеподготовительные) характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели — стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной психической подготовки'. В силу этого базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода.

Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специально подготовительные и модельные.

Специально подготовительные микроциклы, характеризующиеся средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или околосоревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня специальной работоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактических навыков и умений, специальную психическую подготовленность.

Модельные микроциклы связаны с моделированием соревно-вательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей к реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании (правило превышающего воздействия).

Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периода.

Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе. В них могут решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок.

Восстановительные микроциклы обычно завершают серию напряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов.

1 Волевая подготовка — система воздействий, применяемых для формирования и совершенствования необходимых для спортсмена волевых качеств (целе-устремленность, решительность, смелость, настойчивость, стойкость и т.д.).

Восстановительные микроциклы планируют и после напряженной соревновательной деятельности. Их основная роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает

I невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха.

Соревновательные микроциклы имеют основной режим, соответствующий программе соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы

\ могут ограничиваться стартами, непосредственным подведением к ним и восстановительными занятиями, а также могут включать и специальные тренировочные занятия в интервалах между отдельными стартами и играми.

В практике спорта широко применяются микроциклы, получившие название ударных. Они используются в тех случаях, когда время подготовки к какому-то соревнованию ограниченно, а спортсмену необходимо быстрее добиться определенных адаптационных перестроек. При этом ударным элементом могут быть объем нагрузки, ее интенсивность, концентрация упражнений повышенной технической сложности и психической напряженности, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды. Ударными могут быть базовые, контрольно-подготовительные и соревновательные микроциклы в зависимости от этапа годичного цикла и его задач.

В отдельных микроциклах должна планироваться как работа разной направленности, обеспечивающая по возможности совершенствование различных сторон подготовленности, так и работа более или менее выраженной преимущественной направленности в соответствии с закономерностями построения тренировки на конкретных этапах годичной и многолетней подготовки.

Построение тренировки в средних циклах (мезоциклах)

Мезоцикл — это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов.

Построение тренировочного процесса на основе мезоциклов позволяет систематизировать его в соответствии с главной задачей периода или этапа подготовки, обеспечить оптимальную динамику тренировочных и соревновательных нагрузок, целесообразное сочетание различных средств и методов подготовки, соответствие между факторами педагогического воздействия и восстановительными мероприятиями, достичь преемственности в воспитании различных качеств и способностей.

Внешними признаками мезоцикла являются: 1) повторное воспроизведение ряда микроциклов (обычно однородных) в единой последовательности либо чередование различных микроциклов в определенной последовательности. При этом в подготовительном периоде они чаще повторяются, а в соревновательном чаще чередуются; 2) смена одной направленности микроциклов другими характеризует и смену мезоцикла; 3) заканчивается мезоцикл восстановительным (разгрузочным) микроциклом, соревнованиями или контрольными испытаниями.

Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число типовых мезоциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, предсорев-новательных, соревновательных, восстановительных.

Втягивающие мезоциклы. Их основная задача — постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы. Это обеспечивается применением упражнений, направленных на повышение или восстановление работоспособности систем и механизмов, определяющих уровень разных компонентов выносливости; скоростно-силовых качеств и гибкости; становление двигательных навыков и умений. Эти мезоциклы применяются в начале сезона, после болезни или травм, а также после других вынужденных или запланированных перерывов в тренировочном процессе.

Базовые мезоциклы. В них планируется основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма, совершенствованию физической, технической, тактической и психической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется использованием всей совокупности средств, большой по объему и интенсивности тренировочной работой, широким использованием занятий с большими нагрузками. Базовые мезоциклы составляют основу подготовительного периода, а в соревновательный включаются с целью восстановления физических качеств и навыков, утраченных в ходе стартов.

Контрольно-подготовительные мезоциклы. Характерной особенностью тренировочного процесса в этих мезоциклах является широкое применение соревновательных и специально подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Эти мезоциклы характеризуются, как правило, высокой интенсивностью тренировочной нагрузки, соответствующей соревновательной или приближенной к ней. Они используются во второй половине подготовительного периода и в соревновательном периоде как промежуточные мезоциклы между напряженными стартами, если для этого имеется соответствующее время.

Предсоревновательные (подводящие) мезоциклы предназначены для окончательного становления спортивной формы за счет устранения отдельных недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его технических возможностей.

Особое место в этих мезоциклах занимает целенаправленная психическая и тактическая подготовка. Важное место отводится моделированию режима предстоящего соревнования.

Общая тенденция динамики нагрузок в этих мезоциклах характеризуется, как правило, постепенным снижением суммарного объема и объема интенсивных средств тренировки перед главными соревнованиями. Это связано с существованием в организме механизма «запаздывающей трансформации» кумулятивного эффекта тренировки, который состоит в том, что пик спортивных достижений как бы отстает по времени от пиков общего и частных наиболее интенсивных объемов нагрузки. Эти мезоциклы характерны для этапа непосредственной подготовки к главному старту и имеют важное значение при переезде спортсменов в новые контрастные климато-географические условия.

Соревновательные мезоциклы. Их структура определяется спецификой вида спорта, особенностями спортивного календаря, квалификацией и уровнем подготовленности спортсмена. В большинстве видов спорта соревнования проводятся в течение всего года на протяжении 5—10 месяцев. В течение этого времени может проводиться несколько соревновательных мезоциклов. В простейших случаях мезоциклы данного типа состоят из одного подводящего и одного соревновательного микроциклов. В этих мезоциклах увеличен объем соревновательных упражнений.

Периодизация спортивной тренировки

Подготовительный период тренировки. Он необходим для вос-становления спортивной формы, создания хорошей физической и функциональной базы для перенесения высоких нагрузок, совершенствования двигательных умений и навыков. Тренировки направлены на развитие физических качеств — выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости. Специальная подготовка строится так, чтобы спортсмен имел возможность выполнять упражнения, близкие к соревновательным. Изучается техника выполнения упражнений, приемов и действий, которые необходимо довести до высокого уровня исполнительского мастерства.

В подготовительном периоде увеличиваются общий объем и интенсивность нагрузок. К концу его объем нагрузок становится близким к максимальному, а затем снижается. Интенсивность при этом должна достигать больших величин, что способствует рациональному развитию спортивной формы. Данный период начинают с проверки состояния организма спортсмена, которое определяется в покое, на тренировках и соревнованиях.

Функциональное состояние спортсмена оценивается в специально оборудованных помещениях и спортивных залах, на стадионах, применяя тесты, которые характеризуют деятельность организма. Для оценки состояния спортсмена ему дается физическая нагрузка (например, бег, приседания) и определяется ее переносимость. Используются такие пробы, как проверка состояния организма на велоэргометре, при восхождении на ступеньку (гарвардский степ-тест), при выполнении работы, когда ЧСС достигает 170 уд./мин (тест PWC170). Общая физическая работоспособность адекватно оценивается определением МПК, при этом определяется максимальная аэробная мощность и готовность спортсмена к работе на выносливость.

С помощью электрокардиографа или переносных телеметрических приборов, пальпаторного метода исследуются ЧСС (за 10 — 15с). Врачебно-педагогические наблюдения проводятся постоянно. Они включают оценку организации занятий и воздействие их на организм. Большое значение имеет самоконтроль, ведение дневника, где отмечается работоспособность, самочувствие, состояние сна и другие данные.

В подготовительном периоде выделяются общеподготовительный и специально-подготовительный этапы.

Общеподготовительный этап направлен на создание предпосылок для формирования спортивной формы, повышения уровня функциональных возможностей организма спортсмена. В нем ис-пользуются средства для совершенствования общей и специальной физической подготовки, упражнения для развития двигательных способностей. Интенсивность и объем нагрузок постепенно увеличивается. На тренировках применяются специальные действия (например: метания, прыжки, ходьба на роликовых лыжах, упражнения на гимнастических снарядах).

Специально-подготовительный этап способствует дальнейшему развитию спортивной формы. Упражнения должны быть близки к соревновательным. Объем нагрузок уменьшается, интенсивность занятий увеличивается. При большом объеме работы выполняется много общеподготовительных упражнений, а интенсивная деятельность требует выполнения специальных упражнений, приближенных к соревновательным. Совершенствуются выносливость, сила, ловкость, быстрота, гибкость, особое внимание обращается на повышение технического мастерства.

На этом этапе совершенствуется морально-волевая подготовка, психическая устойчивость, положительная мотивация; воспитывается умение выполнять задания, тренироваться с повышенными нагрузками, вести дневник самоконтроля, следить за самочувствием. Становление спортивной формы заключается в том, что спортсмен начинает чаще выполнять соревновательные упражнения или участвовать в соревнованиях, прикидках или тренировках, моделирующих условия соревнования. Решаются задачи физической, технической и технико-тактической подготовки. В спортивных играх, например, тактической подготовке уделяется от 30 до 50 % от всего отведенного времени.

Тренер особое внимание обращает на повышение уровня физической и функциональной подготовки, на эффективность выполнения соревновательных упражнений и интегральную подготовленность спортсмена.

Соревновательный период тренировки. Он направлен на совер-шенствование общей и специальной физической подготовки, повышение технического мастерства, создание благоприятных условий для соревнования и реализации спортивной формы, подготовку к соревнованиям и участие в них, показ высоких спортивных результатов. Соревнования в этом периоде — главное средство и основной метод подготовки спортсмена.

Физическая подготовка способствует достижению высокой тре-нированности, создает условия для перенесения интенсивных тре-нировочных и соревновательных нагрузок. Объем нагрузок стаби-лизируется, интенсивность возрастает до значительных величин перед соревнованиями и снижается после них. Это зависит от длительности интервалов между соревнованиями, их значимости. После выступлений интенсивность нагрузок снижается.

Техническая подготовка доводится до совершенства, упражнения выполняются в соревновательных условиях, в сложной, постоянно меняющейся обстановке, при действии сбивающих факторов (например: утомления, повышенной напряженности, противоборства, присутствия зрителей, шума).

Тактическая подготовка совершенствуется, при этом делается акцент на распределении сил в ходе выступления, взаимодействии с партнерами по команде, разработке и осуществлении тактических вариантов, предугадывании будущих действий соперника, самостоятельном решении задач. Проводятся тренировочные встречи с соперниками, имеющими различные стиль и способы ведения тактической борьбы.

Психологическая подготовка направлена на воспитание уверенности в своих силах, способности на соревнованиях преодолевать возникающие трудности, проявлять смелость, решительность, выдержку, самообладание, сохранять психическую устойчивость.

Ответственность за результат, соперничество, зрителя, торжествен-ность является мощным стимулятором повышения спортивной ра-ботоспособности, вызывает максимальные психофизиологические реакции и способствует достижению высоких результатов. В этот пе-риод происходят приспособительные морфофункциональные изменения в организме спортсмена, напряжение и мобилизация духовных и физических сил, повышается помехоустойчивость, умение выступать в экстремальной обстановке (например, при получении травмы, изменении погодных условий, шума зрителей).

Условия соревнований способствуют демонстрации высокого мастерства. В тяжелой атлетике, плавании, лыжных гонках они вызывают усиленные реакции организма; в гимнастике, прыжках в воду, акробатике не требуют больших напряжений.

В соревновательном периоде выделяются следующие этапы.

Предсоревновательный этап направлен на сохранение высокого уровня физической и психической готовности, на подготовку спортсмена к участию в соревнованиях. В тренировках доминируют соревновательные упражнения, а средства ОФД и СФП применяются для поддержания общей тренированности и повышения интенсивности нагрузок. Интенсивность перед соревнованиями возрастает до максимума, а после них снижается в течение одной недели, после чего снова повышается.

Техника движений совершенствуется и стабилизируется, упражнения выполняются многократно в сложных, близких к соревнованиям, условиях.

Спортсмены проверяют свои возможности, оценивают эффективность подготовки, состояние готовности к стартам, вносят необходимые коррективы в процесс тренировки. Интенсивность нагрузки в ряде случаев превышает соревновательную, а объем работы несколько снижается.

Этап непосредственной подготовки к соревнованиям направлен на организацию тренировочного процесса и зависит от результата соревнований. Создаются условия для успешного выступления, показа максимального (например: в тяжелой и легкой атлетике, плавании, лыжных гонках, гребле) или оптимального (например: в гимнастике, прыжках в воду, акробатике) результата.

Решающую роль играет психологическая подготовка. Стимули-рующее воздействие на спортсмена оказывает обоснованная мотивация и правильно поставленные задачи на конкретное соревнование. Центральным звеном психологической подготовки является моделирование на тренировочных занятиях условий предстоящих соревнований. В основе его лежит полное повторение соревновательных действий с учетом будущих условий выступлений: программы, графика, времени стартов, присутствия судей и зрителей, вызовов для попытки по микрофону. Для этого надо иметь полные сведения о предстоящих соревнованиях, подготовке соперников и условиях зачета.

Перед официальными стартами проводятся прикидки или кон-трольные соревнования. Их цель — помочь спортсмену прочувствовать обстановку будущих встреч. Прикидки являются моделью соревнований с максимальным учетом всех их особенностей. Важным элементом моделирования является «настройка» на выполнение спортивного действия, которая способствует сосредоточению и концентрации внимания в предстоящей деятельности. Настройка включает разминку, ментальный тренинг и сосредоточение внимания на каком-либо узловом действии (например: толчке, старте, повороте, разбеге).

До соревнований спортсмен и тренер уточняют условия борьбы, составы команд, собственную подготовленность и готовность будущих соперников, стараются предусмотреть возможные трудности. Адаптироваться к условиям соревнований помогает опробование спортивных упражнений на местах выступлений.

Использованная литература:

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.

3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.

4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: