Социология, право и информационные технологии, их методы, место и роль в физической культуре и спорте

Социология — наука о функционировании социальной сферы общества, о взаимодействии, совместной деятельности людей, их общностей в различных областях общественной жизни, об их об­щественном поведении. Социология стала важной составной ча­стью физической культуры и спорта. Объектом ее исследования являются общность спортсменов, начиная с малых групп (команд), семей спортсменов и тренеров. Предметом исследования стрикту­ры групп (команд) и их участие в социальных процессах обще­ства.

Социология включает в себя общую социологическую теорию, которая исследует процессы функционирования социальной сфе­ры общества, рассматривает специальные социологические тео­рии в разных областях общественной жизни, включая эмпиричес­кую область познания.

Методологическую основу социологии составляет учение о функционировании и развитии общества, содержание которого определяется объективной необходимостью и проявляется в виде потребности, которая выступает в качестве непосредственной дви­жущей силы общества. Потребность реализуется через сознание, которое выступает как осознание потребности. Первым этапом процесса осознания является отношение, которое проявляется и как интерес (через него происходит поиск предмета удовлетворе­ния потребности), и как опенка потребностей в ценностных ориентациях личности. Завершается этот этап выбором конкретного предмета и способа удовлетворения потребности.

 

Одной из специальных социологических теорий является со­циология физической культуры и спорта, изучающая физичес­кую культуру и спорт как вид социальной деятельности, их место в обществе, социализации людей, формирование личности, интеграции людей в общественную жизнь, регулировании общественных взаимоотношений, а также как адаптацию к условиям конк­ретной социальной среды.

Главная функция социологии в физической культуре и спорте заключается в исследовании человеческого фактора и социальных движущих сил. Особенность социологии в физической культуре и спорте состоит в том, что исследования, проводимые в этой сфе­ре деятельности, осознаются обществом, которое понимает, что именно общественные потребности в форме стимулов выступают ее главной движущей силой, например, потребность в здоровых, физически развитых, двигательно-активных людях, способных участвовать в труде, творчестве, обороне страны.

Общественные потребности лежат в основе формирования лич­ных потребностей, которые создаются с помощью общественно­го мнения, информации, прямого стимулирования занятий фи­зическими упражнениями в школах и вузах, в силовых структурах и на производстве. Социология исследует отношение общества к этим стимулам, их действенность в современных условиях разви­тия социума.

Социология в физической культуре и спорте использует все возможные социологические методы относительно предмета сво­его исследования. Эти методы применяются в исследованиях тех процессов, результат которых зависит от отношения людей к физ­культурной и спортивной деятельности, от их мотивации, удов­летворенности своим физическим состоянием.

Правоведение в профессиональной деятельности специалистов физической культуры и спорта — одна из важных отраслей знаний и умений использовать право на практике. Его основная задача — знание и применение правовых основ и положений нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в сфере физической культуры и спорта.

Специалисты должны знать законодательно-правовую базу по физической культуре и спорту, уметь принимать решения и совершать профессиональные действия на основе требований законодательства.

Нормативно-правовые основы физической культуры и спорта отражают международный, национальный, региональный и местный уровни развития общества. К международному спортивному праву относится Международная хартия физического воспитания и спорта, к международному спортивному праву регионального характера — Спортивная хартия Европы.

Законы о физической культуре и спорте стран мира соответствуют международным и нормативно- правовым актам и регламентируют деятельность отдельных направлений физической культуры и спорта, например, молодежного спорта — Европейский манифест «Молодые люди и спорт», рекомендации Европейского совета «Молодежь и спорт высших достижений»; спортсменов — Антидопинговый кодекс МОК, Конвенция против применения допинга, Кодекс спортивной этики «Справедливая игра — путь к победе»; зрителей — Европейская конвенция о насилии и недостойном поведении зрителей на спортивных мероприятиях.

Правовые основы деятельности международных физкультурно-спортивных организаций отражены в Олимпийской хартии —Кодексе организации и функционирования олимпийского движения. Они регулируют деятельность Международного олимпийского комитета, международных федераций по видам спорта, национальных олимпийских комитетов, а также организацию и проведение Олимпийских игр. Эти нормативные документы постоян­но совершенствуются на основе требований, возникающих в со­временном мире.

В решении спорных вопросов важную роль играет Междуна­родный спортивный арбитраж как правовой институт разреше­ния конфликтов в области физической культуры и спорта. Меж­дународные спортивные объединения и федерации большин­ства стран мира руководствуются его нормативно-правовыми актами. Кодекс спортивного арбитража, специальные регламен­ты способствуют разрешению споров, возникающих во время Олимпийских игр. Положениями этих документов в своей дея­тельности руководствуются спортивные арбитражные суды всех стран мира.

Уставы международных (европейских) федераций по видам спорта — это правовая основа структуры и содержания, специфи­ка регламентации спортивной деятельности с учетом особенно­стей видов спорта.

Большое значение имеют нормативно-правовые документы, рег­ламентирующие деятельность специализированных международных (европейских) спортивных организаций: Международный параолимпийский комитет, Ассоциация национальных олимпийских комитетов, Ассоциация международных федераций по летним (зим­ним) олимпийским видам спорта, Международная федерация уни­верситетского (школьного) спорта, Международный союз спорта военных (полицейских), Ассоциация национальных олимпийских комитетов (Африки, Европы, Азии, Латинской Америки, Океа­нии).

В России складывается система законодательства о физической культуре и спорте: Конституция Российской Федерации, законы регулирования, функционирования и развития физической куль­туры и спорта как предмета совместного ведения страны и ее субъектов.

По отдельным вопросам издаются указы и распоряжения Пре­зидента России, регулирующие отдельные правоотношения в физической культуре и спорте, а также подзаконные норматив­но-правовые акты Правительства России, иных органов испол­нительной власти, федеральные программы отраслевого и межот­раслевого характера.

 

Приняты и функционируют законы субъектов Российской Федерации, местные подзаконные акты по физической культуре и спорту.

Получило свое правовое регулирование создание и организация деятельности коммерческих физкультурно-спортивных организа­ций. В этих документах отражен порядок государственной регист­рации физкультурно-спортивных организаций как юридических лиц в России, организационно-правовые формы коммерческих физкультурно-спортивных организаций: хозяйственные товарище­ства и общества, акционерные общества, дочерние и зависимые общества, унитарные предприятия, производственные коопера­тивы.

В России созданы организационно-правовые формы неком­мерческих физкультурно-спортивных организаций: обществен­ные организации фонды, некоммерческие партнерства, учреж­дения, автономные некоммерческие организации, ассоциации и союзы.

Большое внимание уделяется организации и проведению спортивных соревнований (правила спортивных соревнований, положения о спортивных соревнованиях), присвоению спортивных разрядов и званий (Единая всероссийская спортивная классификация), ведомственных почетных званий (заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России).

Договорные отношения в сфере физической культуры и спорта совершаются на основе законодательства, где отражаются следу­ющие нормы:

-понятия, классификация, порядок и форма заключения, из­менения и расторжения договоров;

-порядок заключения договоров по отдельным направлениям деятельности в сфере физической культуры и спорта (спонсор­ский договор, договор купли-продажи, договор аренды, договор проката);

-особенности заключения трудовых договоров в сфере физической культуры и спорта;

-структура и содержание контракта спортсмена;

-отличительные особенности контрактов зарубежных спорт­сменов;

-заключения международных договоров России, регулирую­щие различные правоотношения в области физической культуры и спорта.

 

В нормативно-правовых документах всех уровней обязательно отражаются следующие положения:

-защита прав потребителей физкультурно-спортивных това­ров и услуг;

-права потребителей физкультурно-спортивных товаров и услуг на приобретение товаров (услуг), получение информации о това­рах (услугах) и об их изготовителях, информирование о безопасности товаров (услуг);

-государственная и общественная защита прав потребителей физкультурно-спортивных товаров и услуг;

-правила продажи отдельных видов товаров физкультурно-спортивного назначения;

-правила предоставления отдельных видов физкультурно-спортивных услуг.

Внедрение в физическую культуру и спорт компьютерной техники — объективная реальность современности. Познание студентами информатизационных процессов и технологий дает возможность расширить объем знаний и уверенно ориентироваться в этой сфере деятельности.

 

Информациология имеет свои категории и законы, которые по теории положительного переноса вполне можно применять в физической культуре и спорте как систему информационного обеспечения, средств и методов их обслуживающих.

 

В обществе, физкультурно-спортивной и образовательной среде постоянно возрастает поток различной информации, включающий следующие направления:

 

-регистрацию и изучение спортивных мероприятий, различных процедур и статистику;

 

-классификацию, типизацию и стандартизацию процессов физической культуры и спорта разных стран;

 

-создание информационных моделей и технологий и внедрение их в практику;

 

-систематизацию информационных кодов;

 

-правовое обеспечение;

 

-создание межведомственной вычислительной системы коммуникационных и информационных технологий для обеспечения физкультурно-оздоровительных услуг с использованием теле-, радио-, спутниковой, сотовой и мобильной связи;

 

-исследование методологии компьютерного моделирования отдельных компонентов системы физической культуры и спорта;

 

-создание координат для базы данных об объектах физической культуры и спорта.

 

Ученые (И. И. Юзвишин, Э. В. Евреинов и др.) разработали ряд законов по информациологии. К ним следует отнести законы: со­хранения информации; информационного равновесия; постоян­ного изменения информации; генерализационный; информаци­онного единства; генерализационно-единого; информационно-со­тового взаимодействия; симметризации и десимметризации ин­формационных процессов и технологий в микро- и макромирах. Данные законы применимы в системе физической культуры и спорта. Рассмотрим некоторые из них.

 

Закон сохранения информации в физической культуре и спорте заключается в том, что информационные процессы являются неотъемлемой частью жизнедеятельности спортивных структур Рос­сии, которые имеют различную степень активности. Наиболее ак­тивными являются: Федеральное Агентство физической культуры и спорта России, Олимпийский комитет России и федерации по видам спорта, учебные и научно-исследовательские заведения. Их информационная компетенция распространяется на все нижестоя­щие уровни: региональные структуры, физкультурно-оздоровительные клубы и центры, сборные команды и отдельных спортсменов.

 

Суммарная информация в системе физической культуры и спорта характеризуется постоянством (равновесием и балансом). В отдельных структурах (федерациях, вузах, центрах, клубах и т.п.) происходит материализация информации для ее система­тизации в целях принятия управленческих решений. Суммарное количество информации (исходящей или выходящей) в данной системе за определенную единицу времени остается постоянным.

 

Закон информационного равновесия в физической культуре и спорте заключается в том, что информация должна обладать све­дениями об энергии, движении, массе (дозе), аудитории и вре­мени, которые являются свойствами информационного воздей­ствия. Практика свидетельствует, что энергия информации (энерге­тический заряд) постоянно ощущается. Например, отсутствие сообщений о результате матча между командами по футболу или хоккею мощно воздействует на психофизиологическое состояние руководителей и сотрудников этих видов спорта.

 

Находясь в постоянном движении, информация перемещается из одного места в другое с определенной скоростью, имея свой конкретный вектор и адрес. Например, из регионов в отделы Фе­дерального Агентства поступают сообщения о спортивных сорев­нованиях в стране. Затем руководству поступает информация о количестве участвующих в данном мероприятии, лучших резуль­татах, победителях.

 

Информация передается количественно (дозами), т.е. она обладает массой. Это означает, что из регионов в Федеральное Агентство доставляется информация соответствующего объема (например, итоговые результаты подготовки специалистов для нужд спортивных организаций).

 

Информация рассчитана на определенную аудиторию (федерации, туристские центры, спортивные клубы, вузы), соответствующих специалистов, общественные организации.

 

Информация о физической культуре и спорте, как правило, передается в обусловленное время. Для этого устанавливаются время и порядок связи, объявляется, что будет наиболее важным в сообщении, какую информацию необходимо сообщить из регионов в центр.

 

Информация материальна, она обладает массой, энергией, и ее можно измерить. К примеру, в Федеральное Агентство поступает информация из вузов, она там поглощается, энергия системы увеличивается за счет сообщения ей определённого количества дополнительной энергии и наоборот, энергия информационной системы может уменьшаться, если происходит отдача информации или ее утечка. Отсюда следует, что информационное равновесие зависит от степени свободы распределения информации в информационном пространстве, обеспечивающей поступление равного количества информации на любых участках функциональных структур.

 

Информация может увеличиваться или уменьшаться, переходить из одной формы в другую или из одного состояния в другое. Этим обеспечивается прием— передача ее из одной структуры в другую, а общая информация остается постоянной.

 

Закон постоянного изменения информации в физической культуре и спорте имеет свои особенности. Материальная сфера, например физкультурно-оздоровительного клуба, определяется постоянными изменениями функций отдельных его звеньев (отделов или подчиненных ему структур). Одни подразделения, которые благоприятно функционировали ранее (бассейн и тренажерный зал), из-за необходимости их модернизации прекратили прием посетителей. Другие (теннисные корты или горнолыжная станция) возродились в связи с новыми веяниями спортивной моды в стране и мире. Этовлечет за собой административные изменения, т.е. прием — передачу информационной энергии, что обеспечивает ее движение, рост и развитие. Если же изменения в данной сфере деятельности будут сокращаться, то это повлечет за собой уменьшение энергии информации, которая как бы деградирует, превращаясь из активной, упорядоченной в менее упорядоченную и активную, но с большими изменениями и малой информацией.

 

Информационное поле и пространство системы физической культуры и спорта находятся в постоянной взаимосвязи, обеспечивая регулярное движение информации, ее видоизменение.

 

Генерализационный закон информации в системе физической культуры и спорта заключается в том, что главным направлением систематизации информатизации, например в вузе, является её упорядочение, классификация и обобщение с последующим при­ведением в каноническую, обобщенную и табулированную фор­му, используемую кафедрами, отделами и службами.

 

В вузе изучаются математика, менеджменте коммерческое пра­во, информатика и другие предметы. На отдельных кафедрах, в отделах и службах имеются персональные компьютеры, которые закольцованы в локальную вычислительную сеть (ЛВС) и в Ин­тернет. Если в вузе отсутствует генерализационная система, он не обеспечивает оперативной информацией подчиненные ему струк­турные подразделения. При ее создании расширяется информаци­онное поле, обслуживаются все структуры, в их числе и кафедра физического воспитания, качественной и оперативной информа­цией.

 

Закон информационного единства в системе физической куль­туры и спорта состоит в том, что в любой отдельной или локаль­но замкнутой ее структуре имеется (найдется) макрообъект, ма­териализованное или нематериализованное поле или его след, которые имеют информационные отношения с другими объекта­ми. Эти отношения могут поддерживаться с помощью электрон­ной почты между кафедрами, отделами и службами вуза, между кафедрами физического воспитания разных вузов.

 

Эффективность информатизации в области физической культу­ры и спорта зависит от формирования и развития инфраструкту­ры, которая включает: мониторинг, кадровое, научно-методичес­кое и правовое обеспечение, материально-техническое и финансо­вое регулирование, структурно-организационные мероприятия.

 

Благодаря информатизации можно определять рейтинг спортив­ных команд и отдельных спортсменов сборных команд страны, раз­личных спортивных клубов, кафедр физического воспитания ву­зов; физкультурно-спортивных деятелей, ученых и специалистов в стране и регионах. Сравнительный анализ и экспертные оценки позволяют вскрывать положительные и отрицательные факторы в системах физической культуры и спорта разных стран, выявлять закономерности в международном спортивном сотрудничестве.

 

Большое значение имеет развитие системы деловых и творчес­ких связей участников процесса информатизации в области физи­ческой культуры и спорта разных стран, подготовка в вузах спе­циалистов, сопровождающих телекоммуникационные технологии.

 

Таким образом, информациология взаимосвязана с системой физической культуры и спорта. Знание законов этой науки позво­лит более эффективно применять на практике компьютерные тех­нологии, управлять информационными потоками в области фи­зической культуры и спорта.

Использованная литература:

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.

3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.

4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: