double arrow

Основы и методы антропометрических измерений спортсменов.


Оценка телосложения.

С помощью наружного осмотра оценивается осанка, состо-яние кожи, костного скелета и мускулатуры, жироотложение. Для характеристики телосложения определяется форма груд-ной клетки, спины, живота, ног.

Форма грудной клетки бывает коническая, цилиндриче-ская и уплощенная.

 

Рис. 1

Формы грудной клетки:

а - уплощенная; б - цилиндрическая: в - коническая

 

Занятия физическими упражнениями, спортом способству-ют увеличению объема грудной клетки, ее диаметров. У спортс-менов чаще наблюдается цилиндрическая форма. Для не зани-мающихся спортом характерна коническая форма грудной клет-ки. У взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни, наблюда-ется уплощенная грудная клетка. У лиц с уплощенной грудной клеткой может быть снижена дыхательная функция.

Форма спины бывает нормальная, круглая, плоская и сед-лообразная.

Рис. 2.

Формы спины:

а - нормальная; б - круглая; в - плоская; г - кругловогнутая.

 

Нормальная форма спины имеет естественные изгибы по-звоночника в перед-заднем направлении, в пределах 3-4 см. по отношению к вертикальной оси, соответственно в поясничной и грудной частях позвоночника. Увеличение изгиба позвоночника назад более чем на 4 см. называется кофизом, вперед - лордо-зом. При недостаточном развитии мышц спины наблюдается ее круглая форма, при которой имеет место выраженный кофиз грудной клетки позвоночника (сутулость).




Плоская форма спины характеризуется сглаженными и смещенными вверх естественными изгибами позвоночника, при этом грудная клетка уплощена и несколько выдается вперед, живот втянут. При резко выраженном грудном кофизе и пояснич-ном лордозе образуется седлообразная (кругловогнутая) форма спины.

В норме не должно быть боковых искривлений позвоночни-ка - сколиозов. Сколиозы бывают грудные, поясничные, тоталь-ные, а по направлению - лево - или правосторонние и S-образные.

 

Рис.3.

Виды сколиозов:

а - правосторонний; б - левосторонний; в, г - S-образный

 

Одной из основных причин искривлений позвоночника яв-ляется недостаточное физическое воспитание детей в семье и школе, а также недостаточная двигательная активность, общая функциональная слабость организма. Другой причиной является неправильное положение при работе за столом.

Форма живота зависит от развития мышц брюшной стенки и от толщины слоя подкожной жировой клетчатки. Различают нормальную, отвислую и втянутую форму живота. Отвислая форма живота вызвана слабым развитием мышц брюшной стен-ки, что сопровождается опущением внутренних органов (кишеч-ника, желудка и др.). Втянутая форма живота бывает у лиц с хорошо развитой мускулатурой при небольшом жироотложении.



Форма ног и стопы наблюдается нормальная, X-образная и О-образная. При нормальной форме ног в основной стойке пятки, внутренние лодыжки, икры, внутренние мыщелки и вся внутренняя поверхность бедер или соприкасаются, или между ними есть небольшие просветы в области коленей и над внут-ренними лодыжками.

Рис. 4.

Формы ног:

1 - нормальная; 2 - Х-образная; 3 - О-образная.

 

При О-образной форме ноги соприкасаются только в верх-ней части бедер и в области пяток. При Х-образной форме ноги сомкнуты в области бедер и коленных суставов и расходятся в области голени и пяток.

О - и Х-образные ноги могут быть результатом перенесен-ных заболеваний, недостаточного развития мышц или результа-том перенесения детьми или подростками больших физических нагрузок, не соответствующих степени развития костей и мышц нижних конечностей. У спортсменов, как правило, ноги бывают нормальные или слабо выраженной О-образной формы.

Форма стопы может быть полая, нормальная, уплощенная и плоская. Форму стопы определяют путем наружного осмотра или посредством их отпечатков.

Рис. 5.

Формы стопы:

а - плоская; б - уплощенная; в - нормальная; г - полая.

 



По внешним признакам физического развития можно опре-делить тип сложения человека.

Различают астенический, нормостенический и гиперстени-ческий типы сложения. Астенический тип характеризуется длин-ными и тонкими конечностями, узкими плечами, длинной и тон-кой шеей, длинной, узкой и плоской грудной клеткой, слабо раз-витыми мышцами. Люди нормостенического типа имеют пропор-ционально развитые основные формы тела: правильное соот-ношение продольных и поперечных размеров, коническую или цилиндрическую форму грудной клетки, умеренное развитие костной системы, мышечной и жировой ткани. Признаками ги-перстенического типа являются: короткие конечности, массивная костная система, короткая и толстая шея, широкая, короткая грудная клетка, хорошо развитая мускулатура.

Рис. 6.

Типы сложения:

а - астенический; б - нормостенический; в - гиперстенический.

 

С помощью специально подобранных физических упражне-ний, особенно в детском, подростковом и юношеском возрасте, можно сгладить некоторые нежелательные признаки или откло-нения в телосложении.

2.2 Антропометрические измерения.

Антропометрические измерения уточняют и дополняют данные наружного осмотра, они дают возможность определять уровень и особенности физического развития, степень его соот-ветствия полу и возрасту, имеющиеся отклонения физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта.

Антропометрические измерения следует проводить все-гда в одно и тоже время суток, лучше в утренние часы, по общепринятой методике, с использованием стандартных, проверенных инструментов.

Рост (длина) тела стоя и сидя измеряется ростомером с точностью до 0,5 см. При измерении роста стоя обследуемый становится спиной к вертикальной стойке ростомера, касаясь ее тремя точками: пятками, ягодицами, лопатками. Определяя рост, следует учитывать, что длина тела в течении суток меняется, к вечеру она может уменьшиться на 1-2 см, а после длительной напряженной физической нагрузки, например после спортивной тренировки, рост может уменьшиться на 3-5 см.

Вес тела имеет существенное значение для оценки воз-действия тренировочных физических нагрузок на организм чело-века, занимающегося физическими упражнениями и спортом. Особое значение контроль за весом тела имеет в тех видах спорта, где спортсмены подразделяются на весовые категории (бокс, борьба, тяжелая атлетика, атлетическая гимнастика). Определение веса тела осуществляется на медицинских весах с точностью до 50 г.

Жизненная емкость легких измеряется с помощью спи-рометра. Обследуемый предварительно 2-3 раза делает глубо-кий вдох и выдох, а затем, сделав максимальный вдох, плотно берет в рот мундштук спирометра и, зажав свободной рукой нос, равномерно выдыхает воздух до отказа. Измерение проводится три раза, учитывается наибольший показатель. Средними вели-чинами жизненной емкости легких являются: у мужчин - 3800-4200 см3, у женщин - 3000-3500 см3. У спортсменов эта величина может достигать: у мужчин - 7000 см3 и более, у женщин - 5000 см3 и более.

Для измерения силы мышцы кисти используется дина-мометр, который берется в руку стрелкой к ладони и сжимается с максимальной силой, при этом рука отводится в сторону. Из трех измерений учитывается лучший результат в килограммах.

Становая сила мышц разгибателей спины измеряется становым динамометром. Его ножка закрепляется на полу (или на нее становятся ногами), ручка устанавливается на уровне коленей. Обследуемый должен равномерно, без рывков тянуть за ручку с максимальной силой, сохраняя прямыми руки и ноги. Становую силу нельзя измерять при болях в пояснице, при по-вреждении мышц живота и спины, а у женщин - во время мен-струации и при беременности.

Уровень физического развития оценивается с помощью трех методов: антропометрических стандартов с вычерчиванием антропометрического профиля, корреляции, антропометрических индексов.

Антропометрические стандарты физического развития определяются путем вычисления средних величин антропомет-рических данных, полученных при обследовании различных групп людей, одинаковых по полу, возрасту, социальному соста-ву, профессии др. Средние величины (стандарты) антропомет-рических признаков определяются методом математической ста-тистики. Для каждого признака вычисляют среднюю арифмети-ческую величину (М-mediana) и среднее квадратическое откло-нение (б-сигма), которое определяет границы однородной груп-пы (нормы) для каждого признака и характеризует величину его колебаний (вариаций). Так, например, если мы возьмем средний рост студентов 173 см (М) 6(б), то большинство обследованных (68-75%) имеют рост в пределах от 167 см (173-6.0) до 179 см (173+6.0) у остальных рост может быть или меньше 167 см, или больше 179 см.

При определении оценки по стандартам сначала опреде-ляется, насколько ваши показатели больше или меньше анало-гичных показателей по стандартам. Например, ваш рост 181,5 см, а средний показатель по стандартам (М) равен 173 см ( при б=6), значит ваш рост на 8,5 см больше по сравнению со сред-ним (181,5-173=8,5). Затем полученная разница делится на пока-затель б. Оценка данного антропометрического признака опре-деляется в зависимости от величины полученного частного: меньше -2.0 - очень низкое; от -1.0 до -2.0 - низкое; от -0.6 до -1.0 - ниже среднего; от -0.5 до +0.5 - среднее; от +0.6 до +1.0 - выше среднего; от +1.0 до +2.0 - высокое; больше +2.0 - очень высо-кое.

В нашем примере, если мы полученную разницу (8.5см) разделим на показатель среднего квадратического отклонения (6.0), получим частное 8.5:6.0=1.4. Следовательно ваш рост со-ответствует оценке “высокое”.

Индивидуальные отклонения антропометрических призна-ков от средних стандартов физического развития можно нагляд-но представить в виде антропометрического профиля. При нали-чии показателей ниже средних и низких по отдельным признакам в занятия физическими упражнениями и спортом рекомендуется включать специальные упражнения, способствующие ликвида-ции имеющихся недостатков в физическом развитии.

Недостаток метода стандартов заключается в том, что в качестве показателя изменчивости признаков физического раз-вития используется среднее квадратическое отклонение. Вместе с тем известно, что этот статистический показатель может служить мерилом изменчивости только для свободных, т.е не связанных друг с другом признаков.

Для связанных признаков (какими являются показатели физического развития) используются другие параметры, такие, например, которые позволяет получить метод корреляции. Ме-тод корреляции основан на том, что физическое развитие раз-личных частей тела взаимосвязано между собой. Эта связь (корреляция) может быть положительной, когда при увеличении, например, роста увеличивается вес тела, и отрицательной, при которой одно увеличение вызывает уменьшение другого. Эта взаимосвязь может быть выражена математически в виде коэф-фициента корреляции (связи), обозначаемого буквой г, предель-ное значение которого равно 1. Связь между признаками будет тем теснее, чем ближе значение г будет приближаться к едини-це.

С помощью коэффициента корреляции вычисляется коэф-фициент регрессии ( ), который показывает, на какую величину изменится одна величина, если другая, связанная с ней, изменя-ется на единицу. Для оценки физического развития методом корреляции разрабатываются специальные таблицы.

Метод антропометрических индексов. Хотя этот метод не дает возможности полностью характеризовать те или иные данные, он позволяет периодически делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Приводим способы вычисления наиболее часто применяемых антропометрических индексов:

Весо-ростовой показатель. Вычисляется делением массы тела на его длину. В норме частное от деления должно равняться 350-400 г/см для мужчин и 325-375 г/см для женщин. Данные весо-ростового показателя говорят об излишке массы или наоборот.

Росто-весовой показатель вычисляется по формуле: рост (см) - 100=масса (кг). Результат показывает нормальную для человека данного роста массу тела. Это наиболее простой и общедоступный показатель. Однако вычитание цифры 100 при-менимо лишь для оценки росто-весового показателя взрослых людей низкого роста (155-165 см). При росте 165-175 см надо вычитать не 100, а 105 единиц, при росте 175-185 см - 110 еди-ниц. Например, при росте 173 см масса должна быть равна 68 кг (173-105=68).

Жизненный показатель определяется делением ЖЕЛ на массу тела. Частное от деления ниже 65-70 см3/кг у мужчин и 55-60 см3/кг у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких или об избыточном весе.

Силовой показатель (СП). Между массой тела и мышеч-ной силой есть известное соотношение. Обычно чем больше мышечная масса, тем больше сила. Силовой показатель опре-деляется по формуле и выражается в процентах:

 

Сила кисти (кг)

---------------------------- * 100%

Общая масса тела (кг)

 

Для сильнейшей кисти этот показатель равен 65-80% для мужчин и 48-50% для женщин.

Использованная литература:

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.

3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.

4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

46. Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию (план работы, годовой план-график, тематическое планирование)

В толковом словаре русского языка термин «технология» трактуется как совокупность производственных методов и про-цессов в определенной отрасли производства (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, 1994).

Педагогическая технология — это систематичное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Описание любого учебно-воспитательного процесса представляет собой описание некоторой педагогической системы. Следовательно, естественно, что педагогическая технология в модельной форме — это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике.

Воспроизводимость и планируемая эффективность педагогической технологии целиком зависят от ее системности и структурирования. В ней реализуются цели повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения.

В структуру педагогической технологии входит разработка основных документов планирования по физическому воспитанию: 1) общего плана работы по физическому воспитанию; 2) годового плана-графика учебного процесса; 3) поурочного рабочего (тематического) плана на четверть; 4) плана-конспекта урока. Указанные документы планирования в логическом и содержательном отношениях связаны между собой. Каждый последующий, более частного характера документ разрабатывается в соответствии спредшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся.

В сфере физического воспитания преподавателями разрабаты- ' вается вся рабочая документация по планированию исходя из отправных, официальных документов — учебного плана образовательного учреждения и государственной программы по физическому воспитанию. В учебном плане указываются в первую очередь все дисциплины, которые изучаются в данном учебном заведении за весь период обучения. Среди этих дисциплин фигурирует в качестве обязательного предмета и «Физическая культура», даны сроки ее изучения и объем часов.

Общий план работы по физическому воспитанию

Общий план физического воспитания является составной частью плана работы образовательного учреждения. Его составляет учитель физической культуры при участии заместителей директора, врача школы, преподавателя-организатора курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). План включает в себя следующие разделы: 1) организационная работа; 2) учебная работа; 3) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 4) физкультурно-массовая и спортивная работа во внеурочное время; 5) агитационно-пропагандистская работа; 6) врачебный контроль и медико-санитарный надзор; 7) хозяйственная работа.

Примерное содержание каждого из этих разделов представлено в таблице 24.

 

 

Общешкольный план физического воспитания согласовывается с администрацией школы, чтобы запланированные мероприятия не совмещались в одно и то же время с другой деятельностью школьников.

План утверждает директор школы и доводит до сведения всех учителей. Предлагаемый вариант плана следует рассматривать только как примерный: в каждой школе он составляется с учетом местных условий.

Годовой план-график учебного процесса по физическому воспитанию

Главное назначение плана-графика заключается в том, чтобы наиболее целесообразно, эффективно распределить программный материал на учебный год.

Составляя план-график, необходимо руководствоваться учеб-ным планом (где приводится и расчет часов) и программой школьного курса физического воспитания.

Планом-графиком учебного процесса по физическому воспи-танию образовательной школы устанавливается последовательность прохождения материала разделов программы по месяцам и неде-лям учебного года с учетом сезонно-климатических условий про-ведения занятий в каждую школьную четверть. Учитывается также наличие материально-спортивной базы школы.

Различные условия сезонов года для занятий обусловливают необходимость при планировании выделять следующие этапы учебного процесса: 1) осенний (I четверть), 2) осенне-зим-ний (II четверть), 3) зимний (III четверть), 4) весенне-летний (IV чет-верть).

Для каждого этапа предусматриваются решение определенных задач общей физической подготовки и использование соответству-ющих средств. В частности, в межсезонье (на втором этапе) на уроках идет изучение материала по гимнастике (как основного средства) и играм (как дополнительного средства).

Содержание занятий на каждом этапе должно иметь органическую связь с содержанием предыдущего и последующего этапов. Поэтому рекомендуется использовать не столько предметный спо-соб прохождения материала — поочередно по видам (кроме пла-вания и лыжной подготовки), сколько комплексный способ, пре-дусматривающий применение одновременно средств двух-трех видов физической подготовки. Разумеется, больше времени сле-дует отводить главным для данного этапа упражнениям. Комплекс-ность содержания занятий обеспечивает их значительную эффек-тивность и, что также существенно, непрерывность развития у учащихся основных физических качеств и совершенствования ряда важных навыков в естественных движениях — в беге, прыжках, метаниях и др.

Прием учебных нормативов намечают на окончание этапов, оставляя резервное время для повторной сдачи.

Годовой план-график может быть двух видов: с составлением круп-ных блоков, включающих основные разделы программы по физи-ческому воспитанию, и с распределением программного материала по урокам на весь учебный год. Существует два способа планирова-ния времени, отводимого на овладение материалом: либо указывается время, отводимое на разные упражнения, либо символом ука-зывается наличие данного материала без указания времени.

Один из вариантов годового плана-графика распределения программного материала по физическому воспитанию представ-лен на рисунке 19.

Разрабатывая план-график на предстоящий учебный год, сле-дует учитывать недостатки, которые были выявлены при реализации плана текущего года.

Поурочный рабочий (тематический) план на четверть

Этот план составляется на основе годового плана-графика учебного процесса для параллелей классов на каждую четверть (он имеет и другое название — «четвертной»). В нем в более конкретизированном виде, чем в графике учебного процесса, представле-ны используемые средства и отражена методика обучения двига-тельным действиям и воспитания физических качеств.

Школьный рабочий план имеет две части: объяснительную за-писку к плану и само содержание плана.

В объяснительной записке должны быть четко определены и сформулированы задачи учебной работы на четверть с данной па-раллелью классов; указаны объемы изучения нового основного ма-териала и повторения ранее пройденного материала, включенного в порядке повторения для закрепления и совершенствования уме-ний и навыков; отмечены особенности организации и методики занятий в данной четверти; приведены контрольные упражнения, учебные нормативы и требования на четверть. Непосредственно в рабочем плане приводятся основные изучаемые упражнения разделов программы, распределенные в порядке преемственности и по-степенного усложнения по занятиям (поурочно).

Физические нагрузки (по объему и интенсивности) на занятиях должны также постепенно возрастать.

Кроме этого в рабочем плане на каждом уроке отводится время (в мин) на сообщение учащимся знаний по физической культу-ре, предусмотренных программой для данного класса и исходя из общего объема часов, выделенных на теоретический раздел.

Знания следует планировать с учетом прохождения конкретного практического материала на занятиях. Например, если зап-' ланировано обучение двигательным действиям, то следует пре-дусматривать сообщение знания о технике изучаемого действия, влияние этого физического упражнения на организм, правилах безопасности его выполнения.

При разработке рабочего плана необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:

1) учитывать структурную сложность упражнений и готовить обучаемых к их овладению;

2) обучение технике конкретного двигательного действия надо проводить на одном или нескольких смежных занятиях, не допуская перерывов, т.е. применять при первоначальном разучивании обучение, концентрированное во времени;

3) строить учебный процесс, используя в максимальной степени эффект положительного переноса умений, навыков и исклю

чая отрицательный перенос.

Квалифицированно составленный рабочий план в значительной мере выполняет функцию методического обеспечения учебного процесса.

Рабочие планы составляют в графической и текстовой формах. Графический план имеет упрощенный характер. В нем предусматривают следующие графы: «Разделы и содержание занятий» (перечень упражнений по разделам); «Количество часов на прохождение материала раздела» и «Распределение изучаемых упражнений по учебным неделям года» (отмечается знаком «+»).

Использованная литература:

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.

3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.

4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.







Сейчас читают про: