double arrow

Медицинское обеспечение физической культуры и спорта (закаливание, личная гигиена, медицинский контроль, массаж, физкультурно-оздоровительные технологии).


 

Медико-биологические особенности физического обучения и воспитания женщин

В настоящее время к женщине предъявляются высокие требования. Для того чтобы соответствовать им, ей необходимо иметь запас духовных и физических сил. Одним из источников являются систематические занятия физической культурой и спортом.

Хорошо развитые мышцы — резерв, который помогает женщине противостоять физическим и психологическим нагрузкам, неизменно сохранять прекрасное самочувствие, высокую активность и хорошее настроение.

При однообразной работе происходит перенапряжение одних мышц и бездействие других, что нарушает обмен веществ, портит осанку, способствует полноте и другим негативным явлениям.

Преподаватели, приступая к занятиям по физической культуре с женщинами, учитывают их морфофизиологические особенности развития. В отличие от мужчин у женщин хуже развиты скоростные и силовые двигательные качества. Однако они превосходят мужчин в гибкости и выносливости. Поэтому на занятиях учитываются сильные и слабые стороны женского организма.

Упражнения носят общеукрепляющий характер и тщательно подбираются по разделам физической культуры, чтобы не вызвать дисгармонию отдельных мышечных групп. Особое внимание уделяется ущажнениям, развивающим мускулатуру брюшного пресса, гибкость и координацию движений. Для совершенствования такого ф!зического качества, как выносливость, целесообразно в структуру занятий включать бег на различные дистанции.




Физически; упражнения помогают снять у женщин явления нейропсихичежого стресса и предупреждают их нежелательные последствия. Ьадо исключить отягощающие условия, которые могут стать источником стрессов. Объемы нагрузок должны снижаться в период менструального цикла. Физические упражнения проводятся так, чтобы улучшить кровообращение, общий обмен веществ, укрепить мусгулатуру тазовой диафрагмы и связочный аппарат матки. Женщшы должны выполнять предусмотренные программой физические нагрузки, за исключением прыжков, резких движений и упражнений силового характера, связанных с повышением внутриброшного давления. В этих случаях подход должен быть строго индивидуальным.

Отдельные ученые и специалисты рекомендуют женщинам, испытывающем в менструальный период слабость, вялость, сонливость, быструю утомляемость, обязательно выполнять гимнастические упржнения эмоционального характера. Если в это время у них отметается повышенная раздражительность и схваткообразные бол* в животе, в поясничной области и головные боли, то им полезнь пластические движения, упражнения на расслабление мышц I дыхательные упражнения. При умеренно выраженных ноюцих болях рекомендуются упражнения, улучшающие крово- и лимфообращение и усиливающие отток крови и лимфы от оргшов половой сферы. К ним следует отнести упражнения: «велосшед» (лежа на спине, выполняются вращательные движения нопми); широкое разведение ног, повороты бедер; подтягивание с поднятыми руками и последующим наклоном туловища; расслабление всех мышечных групп туловища, плечевого пояса и ней.



Надо помн1ть, что важнейшей функцией женщины является материнство, шэтому необходимо постоянно осуществлять меди-цинский контроль, а также самоконтроль за характером менстру-ального цикла, соотносить его изменения с физическими нагрузками, при необходимости вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс. Например, в личном дневнике можно отмечать не только субъмстивные ощущения, возникающие в ходе занятий физическими упражнениями в области малого таза (боли, чувство тяжести I др.), но и изменения деятельности кишечника, желез внутрешей секреции.

В условиях юмплексной автоматизации профессиональной дея-тельности у женщин произошло существенное снижение величины физически) нагрузок и объема двигательной активности. Исследования показывают, что наблюдается увеличение заболеваний сердечно-сосудистой системы (атеросклероз, гипертония, ишемическая болезнь сердца), а также патологических изменений в организме, связанных с нарушением обмена веществ. Это вызвано малоподвижным образом жизни, гиподинамичным характером учебы.



К сожалению, еще недостаточно разработаны и внедрены в практику научно обоснованные рекомендации по самостоятельному выполнению физических упражнений женщинами во вне- учебное время, по профилактике негативных воздействий на организм, возникающих в ходе экзаменационных сессий, в период написания дипломных работ.

Необходимо обратить особое внимание на средства и методы физической культуры и спорта, способствующие восполнению дефицита двигательной активности женщин, повышению успеваемости, снижению заболеваемости и поддержанию их профессиональной работоспособности.

Закаливание организма и личная гигиена

Закаливание организма — важное средство для укрепления здоровья. Оно включает систему мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Для закаливания необходимы воздух, вода, солнечные лучи. Руководствуясь общими правилами закаливания (систематичность и непрерывность, разнообразие средств закаливания, постепенная их дозировка, учет погодных условий, времени года, дня), следует помнить, что для каждого обучаемого процедура закаливания строго индивидуальна.

Личная гигиена заключается не только в постоянном уходе за телом, лицом, волосами, ногтями, полостью рта, но и в создании нормальных условий для сна.

Для взрослого человека сон должен составлять не менее 7 — 8 ч в сутки, тогда он обеспечивает полноценный отдых организму, и особенно центральной нервной системе. Перед сном желательно гулять на свежем воздухе.

Для поддержания жизнедеятельности человека необходима пища. Очень важны рацион и режим питания. Критерием хорошего питания является энергетическая ценность пищи, измеряемая расходом энергии в ккал. Калорийность еды должна полностью покрывать суточный расход энергии.

Пищевые рационы, режим питания для каждого спортсмена индивидуальны. Интервал между приемом пищи и началом занятий по физической культуре и спорту составляет 1 — 2 ч, до выступления в соревнованиях — 3 ч. После окончания тренировки или соревнований принимать пищу можно спустя 0,5 ч (за это время нормализуются условия для пищеварения, которые были заторможены при интенсивной мышечной работе).

Для занятий по физической культуре и спорту особое внимание необходимо уделять спортивной одежде. Она должна быть легкой и мягкой, свободного покроя, чтобы не затруднять дыхание, кровообращение и движения. Одежда должна поддерживать опти-мальный тепловой баланс, легко чиститься, быть удобной для быстрого переодевания. Важны гигиенические свойства одежды: теп-лопроводность, воздухопроницаемость, гигроскопичность, водо-стойкость, эластичность тканц. Одежду, белье, носки надо содержать всегда сухими и чистыми. Грубые швы и неправильный крой ведут к возникновению потертостей. При сильном ветре желательно иметь защитную куртку из плотной ткани. Трусы, майки, плавки, купальный костюм после тренировки, соревнования, посещения бассейна надо обязательно стирать.

Спортивная обувь подбирается в соответствии с видом спорта. Плохая, некачественная обувь может стать причиной возникновения травм, снижения результатов на тренировках или соревнованиях. Обувь должна соответствовать размеру ноги, быть удобной и сухой. Следует помнить о правильной обработке обуви, своевременно ее очищая от грязи, высушивая и дезинфицируя.

В каждом спортивном комплексе имеются вспомогательные помещения (раздевалки, душевые, массажные), а также мастерские, кладовые и т.д. Необходимо их содержать в чистоте и порядке.

В закрытых помещениях пол должен быть прочным, гладким, нескользким, бесшумным и теплым. Натирать полы мастикой не рекомендуется. В настоящее время полы спортивных залов покрывают пластиковыми материалами, которые легко мыть и убирать. Стены должны быть гладкими, отопление — паровое, водяное или воздушное. Температура в спортивном зале должна соответствовать 16— 18 °С, зал — хорошо проветриваться, освещение — отвечать гигиеническим требованиям и нормам, окна, светильники — закрыты сетками. Недостаточное освещение увеличивает утомление, снижает интерес к занятиям, уменьшает их эффективность, повышает возможность спортивного травматизма.

Открытые спортивные сооружения (например: стадион, игровые площадки, беговые дорожки) должны содержаться в чистоте, иметь ровную поверхность (без ям или бугров), дренажи для быстрого просыхания после дождя. Беговые дорожки систематически поливают водой, очищают от случайного мусора (камней, палок, стекла). Ямы для прыжков заполняют чистым песком. Брусок для отталкивания при прыжках в длину устанавливают вровень с поверхностью дорожки. Перед занятиями, а также во время тренировок и соревнований систематически рыхлят и выравнивают места для приземления.

Площадки для игры в баскетбол, волейбол, бадминтон покрывают специальными смесями, но не жесткими. Их поливают водой, чтобы не было пыли, очищают поверхность от посторонних предметов.

В бассейне необходимо строго соблюдать правила гигиены, следуя схеме: вход — гардероб — помещение для ожидания; регистратура-контроль; раздевальни — зал «сухого плавания»; душевая— ванна для плавания. Выход из бассейна осуществляется через те же помещения, но в обратном порядке.

В период проведения занятий и соревнований в бассейне необходимо строго соблюдать установленные правила поведения.

Наиболее распространенными активными средствами гигиены, применяемыми в спортивной практике, являются душ, массаж, суховоздушные и парные бани, реже — ультрафиолетовое облучение, ионизация воздуха.

Теплый душ с температурой воды 30 — 33 °С после тренировочных занятий действует успокаивающе на нервную систему и деятельность сердца. После душа возникает ощущения бодрости, свежести, исчезает или уменьшается утомление от проделанной работы.

Массаж после тренировки, спортивных соревнований оказывает восстанавливающее действие на организм. Основное внимание обращают на массирование тех групп мышц, которые несут наибольшую нагрузку в данном виде спорта. Массаж делают по окончании тренировок или занятий, после отдыха и теплого душа.

Баня (русская или турецкая, сауна) ускоряет восстановительные процессы, снижает утомление, повышает эмоциональный настрой, а значит, способствует увеличению выносливости, повышает интенсивность и объем тренировочных нагрузок, улучшает спортивные результаты.

Систематическое медицинское наблюдение за учебно-тренировочным процессом и здоровьем обучающихся — один из главных вопросов физического воспитания студентов. Преподаватели должны постоянно повышать свои теоретические знания, методические и организационные умения в медицинском'контроле по физической культуре и спорту, знать основные права и обязанности медицинских работников по обеспечению учебно-тренировоч- ного процесса студентов по различным видам спорта.

Медицинский контроль за состоянием здоровья студентов

Медицинский контроль — это система мероприятий, проводимых медицинскими работниками совместно с преподавателями кафедры. Он направлен на обеспечение оздоровительного воздействия и повышение эффективности занятий по физической культуре и спорту. Функции медицинских работников заключаются:

- в содействии планомерному и методически правильному фор-мированию у студентов физических качеств, в укреплении здоровья, воспитании высоких морально-волевых и психологических качеств;

- в своевременном предупреждении неблагоприятных воздействий на организм, связанных с нарушением методических и гигиенических правил проведения занятий и закаливания;

- в разработке рекомендаций по улучшению организации и проведения занятий, в повышении физической подготовленности обучаемых.

Медицинские работники осуществляют контроль за состоянием физической подготовленности студентов, организуют и проводят санитарно-просвештельную работу по физической культуре и спорту, знакомят обучаемых с физиологическими, гигиеническими и медицинскими основами физической культуры и спорта, дают рекомендации по закаливанию организма. Они фиксируют, ведут учет спортивных травм и осуществляют их профилактику.

Самоконтроль дополняет медицинский контроль врача и позволяет обучаемым повседневно наблюдать за изменениями в своем организме. Самоконтроль включает:

- приобретение необходимых знаний и навыков в личной гигиене;

- ознакомление с простейшими методами самонаблюдения;

- воспитание сознательного отношения к выполнению физических упражнений;

- ведение учета и контроля над учебным процессом, фиксирование результатов, определение степени и уровня тренированности и состояния здоровья;

- установление контакта с преподавателем и врачом.

Результаты тренировок и самоконтроля записывают в специальные дневники по определенной системе или закладывают в банк данных персонального компьютера. Самоконтроль можно осуществлять по разным показателям. Например, регулярно вести запись о своем самочувствии, активности, настроении, грубых нарушениях режима (недосыпании, употреблении алкоголя, курении). В установленные тренером периоды надо регистрировать массу тела, пульс, аппетит, состояние пищеварения. В дневнике можно делать отметки о желании или нежелании тренироваться, работоспособности, болевых ощущениях. Обязательно фиксируются спортивные показатели (положительные или отрицательные).

По истечении определенного времени, осуществляется проверка дневника самоконтроля, дается экспертная оценка банка данных, проводится анализ и обобщение полученных результатов. Периодично сопоставляя свои накопленные данные с данными врача, можно сделать соответствующие выводы, внести коррективы в содержание и методику занятий по физической культуре и спорту.

Некоторые студенты не могут по состоянию здоровья активно заниматься физической культурой и спортом. Поэтому занятия с ними проводятся по индивидуальной системе.

Главные средства лечебной физической культуры (ЛФК) — уп- \ ражнения, выполняемые в установленном двигательном режиме. | В лечебных целях применяются в первую очередь гимнастические упоажнения без отягощения, на тренажерах — с облегчением тяжестей и небольшим сопротивлением, упражнения на расслабление и дыхательные, упражнения в статическом напряжении и для координации движений, упражнения на снарядах и со снарядами I (мячами).

Использованная литература:

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.

3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.

4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.







Сейчас читают про: