1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог:
· побуждение к созданию противоречия;
· побуждение к формулированию учебной проблемы.
2. Подводящий к теме диалог.
· Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.
· Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».
3. Мотивирующие приёмы:
· яркое пятно: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.
· актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.
Методы решения учебной проблемы
1. Побуждающий к гипотезам диалог.
Структура | Побуждение к выдвижению гипотез | Побуждение к проверке гипотез | |
устной | практической | ||
Общее побуждение | К любым гипотезам: - Какие есть гипотезы? Догадки? Предположения? | - Согласны с этой гипотезой? Мыслью? Почему? | К плану проверки: - как можно проверить гипотезу? |
Подсказка | Решающей гипотезы (учителем приводится довод за или против гипотезы). | Учитель сам сообщает аргумент или контраргумент. | Плана проверки. |
Сообщение | Решающей гипотезы | Учитель сообщает аргумент или контраргумент. | Плана проверки. |
2. Подводящий к открытию знания диалог.
|
|
Классификация методов по способу передачи и восприятия учебного материала (Л.П. Садовская; И. В. Чугунова, Г. А. Байгонакова, А. А. Темербекова):
1. Аудиальные методы обучения. Информация представлена в звуках. К этой группе относятся все виды рассказов, бесед объяснений, лекций. В чистом виде эти методы обеспечивают передачу и фиксацию информации по аудиальному каналу.
2. Визуальные методы обучения. Информация представлена в виде изображения, К этой группе относятся демонстрации натуральных объектов и изобразительных пособий, а также методы, предполагающие работу со всеми видами печатной или письменной информации.
3. Кинестетические методы обучения. Передача и восприятие информации организованы с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела. Для общеобразовательной школы в чистом виде данные методы не описаны, однако обучение слепо-глухих детей возможно только посредством этих методов. В начальной школе при обучении детей грамоте используется некоторое количество кинестетических приемов.
4. Полимодальные методы обучения. Информация движется по нескольким каналам восприятия:
- Аудио-визуальные демонстрации кино- и видеофильмов, некоторых опытов и экспериментов. Методы рассчитаны на одновременную визуальную и аудиальную фиксацию информации.
- Визуально-кинестетические — методы, включающие выполнение графических и письменных работ без устного объяснения/изложения: распознавание и определение природных объектов. визуальные наблюдения с последующей регистрацией явления; сюда же следует отнести методы, предполагающие работу с компьютером, не имеющим звуковой карты. К этой группе принадлежат и основные методы обучения глухих детей. При использовании этих методов информация проходит по двум каналам, что уже повышает эффективность ее усвоения.
|
|
- Аудио-визуально-кинестетические проведение опытов и экспериментов, демонстрация учебных видеофильмов, работы с компьютерными обучающими программами. Информация фиксируется по всем каналам восприятия