Методы постановки учебной проблемы

1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог:

· побуждение к созданию противоречия;

· побуждение к формулированию учебной проблемы.

2. Подводящий к теме диалог.

· Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.

· Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».

3. Мотивирующие приёмы:

· яркое пятно: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.

· актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

Методы решения учебной проблемы

1. Побуждающий к гипотезам диалог.

Структура Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез
устной практической
Общее побуждение К любым гипотезам: - Какие есть гипотезы? Догадки? Предположения? - Согласны с этой гипотезой? Мыслью? Почему? К плану проверки: - как можно проверить гипотезу?
Подсказка Решающей гипотезы (учителем приводится довод за или против гипотезы). Учитель сам сообщает аргумент или контраргумент. Плана проверки.
Сообщение Решающей гипотезы Учитель сообщает аргумент или контраргумент. Плана проверки.

2. Подводящий к открытию знания диалог.

 

Классификация методов по способу передачи и восприятия учебного материала (Л.П. Садовская; И. В. Чугунова, Г. А. Байгонакова, А. А. Темербекова):

1. Аудиальные методы обучения. Информация представлена в звуках. К этой группе относятся все виды рассказов, бесед объяснений, лекций. В чистом виде эти методы обеспечивают передачу и фиксацию информации по аудиальному каналу.

2. Визуальные методы обучения. Информация представлена в виде изображения, К этой группе относятся демонстрации натуральных объектов и изобразительных пособий, а также методы, предполагающие работу со всеми видами печатной или письменной информации.

3. Кинестетические методы обучения. Передача и восприятие информации организованы с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела. Для общеобразовательной школы в чистом виде данные методы не описаны, однако обучение слепо-глухих детей возможно только посредством этих методов. В начальной школе при обучении детей грамоте используется некоторое количество кинестетических приемов.

4. Полимодальные методы обучения. Информация движется по нескольким каналам восприятия:

- Аудио-визуальные демонстрации кино- и видеофильмов, некоторых опытов и экспериментов. Методы рассчитаны на одновременную визуальную и аудиальную фиксацию информации.

- Визуально-кинестетические — методы, включающие выполнение графических и письменных работ без устного объяснения/изложения: распознавание и определение природных объектов. визуальные наблюдения с последующей регистрацией явления; сюда же следует отнести методы, предполагающие работу с компьютером, не имеющим звуковой карты. К этой группе принадлежат и основные методы обучения глухих детей. При использовании этих методов информация проходит по двум каналам, что уже повышает эффективность ее усвоения.

- Аудиально-кинестетические — прослушивание с последующим описанием. В общеобразовательный школе встречаются редко, но являются ведущими при обучении слепых детей.

- Аудио-визуально-кинестетические проведение опытов и экспериментов, демонстрация учебных видеофильмов, работы с компьютерными обучающими программами. Информация фиксируется по всем каналам восприятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: