Тема 1. Организационно-методические основы обучения математике в начальной школе
(Тема 1. Организационно-методические основы обучения математике в начальных классах и НК компенсирующего и КРО)
Лекция 2. Методы и средства обучения математике
План:
1. Основные методы обучения математике (+методы построения коррекционно-развивающего образовательного процесса).
2. Основные виды средств обучения и ИКТ, их применение в обучении математике младших школьников.
1. Основные методы обучения математике (+методы построения коррекционно-развивающего образовательного процесса)
Метод обучения – способы совместной деятельности учителя и обучающихся для формирования того или иного понятия.
Ключевые аспекты понятия метод:
-способ взаимосвязанной деятельности
-система действий
-путь достижения цели
-совокупность приемов
-форма движения содержания обучения
Общая схема структуры системы методов обучения математике
(по Манвелову С.Г.):
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAdcF9acMA AADaAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPT4vCMBTE78J+h/AWvMia6kGka5RFWCyLINY/50fz bIvNS22ybf32RhA8DjPzG2ax6k0lWmpcaVnBZByBIM6sLjlXcDz8fs1BOI+ssbJMCu7kYLX8GCww 1rbjPbWpz0WAsItRQeF9HUvpsoIMurGtiYN3sY1BH2STS91gF+CmktMomkmDJYeFAmtaF5Rd03+j oMt27fmw3cjd6JxYviW3dXr6U2r42f98g/DU+3f41U60gik8r4QbIJcPAAAA//8DAFBLAQItABQA BgAIAAAAIQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1s UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5yZWxz UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFwZXht bC54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAdcF9acMAAADaAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJzL2Rv d25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIgDAAAAAA== " filled="f" stroked="f">
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ |
ТРАДИЦИОННЫЕ |
НЕТРАДИЦИОННЫЕ |
общие |
специальные (частные) |
Общие методы разрабатываются дидактикой и адаптируются к обучению математике.
Специальные методы разрабатываются методикой преподавания учебного предмета. Методы обучения математике выступают в качестве способов организации учебного материала и взаимодействия учителя и обучающегося с учетом предметного содержания.
Нетрадиционные методы зарождаются, как правило, в практике обучения.
Какой бы метод мы ни рассматривали
• с позиций преподавания и учения, он всегда будет
словесным,
наглядным,
практическим;
• но в то же время он будет проявляться при объяснении
в беседе,
в демонстрации,
в упражнениях;
• одновременно с этим по характеру движения мысли он будет
индуктивным
дедуктивным и т.д.
Классификация общих методов по Н.Б. Истоминой (по компонентам учебной деятельности):
• стимулирования и мотивации учебной деятельности;
• организации и осуществления познавательной деятельности;
• контроля и самоконтроля;
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
Упорядоченные способы взаимодействия педагога и школьников, способствующие формированию у последних интереса к учению, воспитанию потребности в познании, желания учиться.
К ним относят: дидактические игру, проблемные ситуации, поощрения и т.д.
Методы организации и осуществления познавательной деятельности:
С помощью методов этой группы организуются различные виды деятельности обучающихся: репродуктивная, вариативно-воспроизводящая, творческая (частично-поисковая или исследовательская). Деятельность организуется как под непосредственным руководством учителя, так и опосредованно (самостоятельная работа) учеников
Методы организации и осуществления познавательной деятельности подразделяют на:
• словесные (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядные (работа с наглядным демонстрационным и индивидуальным материалом);
• практические (выполнение упражнений, практических заданий, решение задач).
Методы контроля и самоконтроля:
В зависимости от действий и операций получения обратной связи выделяют методы по:
• источникам информации (методы устного, письменного и практического контроля);
• средствам контроля (методы машинного, безмашинного, программированного и непрограммированного контроля).
Функции методов обучения:
• образовательная, связанная с приращением знаний и умений;
• развивающая, связанная с последовательным изменением качества знаний ученика, с постоянным усложнением и развитием его умений, операций и способов деятельности, с обогащением его познавательных процессов;
• воспитательная, связанная с побуждением учащихся к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым явлениям и событиям, с формированием характера и поведения учащегося, с формированием значимых качеств личности.
Приемы учебной деятельности учителя и учащихся как составная часть метода обучения
Прием обучения – деталь метода, элементарное действие учителя, вызывающее ответное действие ученика.
Приемы обучения – это те инструменты, которыми учитель осуществляет свой педагогический процесс.
Владение большим количеством приемов определяет педагогическое мастерство.
Пример 1
При рассмотрении случая деления двузначного числа на однозначное вида 42:3 учитель обращается с вопросом: «Можно ли для нахождения значения выражения воспользоваться тем же вычислительным приемом, с помощью которого находим частное в примерах: 42:2, 63:3 и т.д.»
Это позволяет ученикам увидеть проблему и под руководством учителя приступить к поиску ее решения.
Пример 2
Для запоминания состава числа 10 можно использовать следующие приемы заучивания:
• работа с числовыми фигурами;
• использование схем иллюстрирующих состав числа;
• заполнение таблицы;
• карточки для самоконтроля: на одной стороне записано выражение, на другой – ответ;
• и т.д.
Особенности математического содержания и способов взаимодействия учителя и ученика, влияющие на построение системы методов
Математическое содержание учебного предмета развивается главным образом посредством
• индукции,
• дедукции,
• обобщения.
Способы взаимодействия учителя и ученика выражаются через
• репродукцию,
• эвристику,
• исследование.
Классификация по основным методам и способам познания действительности, характерным для математики (по Манвелову Г.С.):
Эмпирические методы познания: наблюдение, опыт, измерение и др.
Логические методы познания: анализ и синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, абстрагирование, конкретизация, классификация и др.
Математические методы познания: метод математического моделирования, аксиоматический метод и др.
Нетрадиционные методы
К нетрадиционным методам относятся методы, реализующие следующие идеи:
• крупных блоков, позволяющих увеличить объем изучаемого материала при снижении нагрузок на учащихся;
• опоры, являющейся средством развития памяти, логики, пространственного воображения и т.д.;
• бесконфликтности учения с применением открытого учета знаний учащихся, относительной свободой выбора задачного материала учащимися и т.д.;
• самоанализа с систематическим применением взаимо- и самоконтроля учащихся;
• личностного подхода, когда у учащихся снимается чувство страха, вселяется уверенность в его силы, каждый ученик оценивается на каждом уроке и т.д.;
• интерактивности обучения.
Классификация в зависимости от роли обучающегося в процессе обучения
• пассивные,
• активные,
• интерактивные.
Данная классификация является разновидностью классификации по характеру учебно-познавательной деятельности.
Пассивные методы
Учащийся выступает в роли «объекта» обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом - источником правильных знаний.
Обычно для этого применяются:
• лекция-монолог (однонаправленная передача информации от учителя к ученику),
• чтение,
• демонстрация,
• опрос обучающихся (также однонаправленное воспроизводство информации учеником для учителя).
Обучающиеся, как правило, не общаются между собой и не выполняют каких-либо творческих заданий.
Активные методы
Обучающийся является «субъектом» обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем.
Основные методы:
• творческие задания (часто – домашние),
• вопросы от ученика к учителю и от учителя к ученику, развивающие творческое мышление.
• Сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии и сотрудничестве всех обучающихся и учителя.
• Эти методы предполагают со-обучение (коллективное, кооперативное обучение).
• И обучающиеся, и педагог являются субъектами учебного процесса и педагог часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, создателя условий для инициативы учащихся.
• Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей.
Эффективность усвоения учебного материала
• лекция – 5%;
• чтение – 10%;
• использование видео и аудио материалов – 20%;
• демонстрация – 30%;
• дискуссионные группы – 50%;
• практика через действие – 75%;
• обучение других или немедленное применение – 90%.
Условия эффективности использования интерактивных методов
• Использование таких методов, которые адекватны возрасту учащихся и их опыту работы с интерактивными методами;
• Использование заданий для предварительной подготовки обучающихся: прочитать, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные задания;
• Отбор для занятия таких интерактивных упражнений, которые давали бы обучающемуся «ключ» к освоению темы;
• При выполнении самих интерактивных упражнений выделение времени для обдумывания обучающимися задания, чтобы они восприняли его серьезно, а не механически или «понарошку» исполнили его;
Условия эффективности использования интерактивных методов
• Учет темпа работы каждого учащегося и его способностей;
• Использование на одном занятии одного (максимум – двух) интерактивных метода, а не их калейдоскоп;
• Проведение неторопливого обсуждения по итогам выполнения интерактивного упражнения, в том числе актуализация ранее изученного материала; при возможности акцентирование внимания и на другом материале темы, прямо не затронутом в интерактивном упражнении;
• Проведение эскпресс-опросов, самостоятельных домашних работ по различным темам, которые не были затронуты интерактивными заданиями.
Наиболее известные интерактивные методы
• Игровой,
• Проблемный,
• Проектный,
• Взаимообучения,
• Дискуссионный
Проблемный метод