Различия между иосифлянами и заволжскими старцами

 

По каким вопросам они разошлись? Иосифляне Заволжские старцы
Вопрос о землевладении Стяжятели. Иофис Волоцкий скупал земли у бояр, а если скупаются земли, то и крестьяне принадлежали омнастырю. Он отдавал деньги в рост и очень часто отдавал деньги в рост своим же крестьянам — под проценты. Поэтому в его монастыре было очень много людей. Нестяжатели. Нил Сорский считал, что монастырям ничего не надо, никакого накопления, нельзя иметь рабов, нужно жить от трудов рук своих. Нестяжание — это одна из самых легких добродетелей, одно из самых легких обещаний, которое дает монах при постриге. Отрицание богатств было очень искренним.
Устройство монастыря Недемократическое. К Иосифу Волоцкому приходило много людей и это приводило к упадку дисциплины — люди шли в монастырь не для служения богу, а для сытой жизни, так что эти люди уронили монастырскую дисциплину. Иосиф Волоцкий был очень строгим, не кормил монахов досыта, горячую пищу давал только по праздникам. Устройство было недемократическим, потому что одни рубили лес, а другие читают книжки. Но при этом устройство монастыря было очень пышным. Демократическое. «Лес рубить должен и игумен, и служка, физический труд обязателен для всех, кто не работает, тот не есть, брать от крестьян ничего нельзя, только в крайних случаях» Каменных храмов они не строили, убранство в церкви они тоже не заводили. Для Нестяжателей была не важна внешняя красота, важно было внутреннее самосовершенствование, духовная жизнь монаха. Некий уголок справедливости. «Царство божие — внутри нас», так звучала их основная идея.
Отношение к великокняжеской власти Союз с властью. Сначала Иосиф Волоцкий относился к оппозицию, а потом в книжке выдвинул идею прославления и обожествления царской власти. Этой идее в 16 веке было суждено большое будущее, потому что на нее, например, ссылается Иван Грозный. Оппозиция. Нил Сорский происходил из богатого боярского рода — это боярская оппозиция, которой не повезло в политической жизни страны. Они считали себя выше политических интриг, не хотели этим заниматься, чувствовали иную власть — духовную. То, что это была оппозиция — подтверждает не только судьба Нила Сорского, но и его ученика — Басиана Патрикеева, который был насильно пострижен и отправлен в монастырь.
Отношение к еретикам. Смертная казнь. Иосиф Волоцкий расправлялся над еретиками жестоко — вырывал языки, сжигал и так далее. Хотя внешне он был очень красивым (в чем связь?) Отрицание казни. Выступали против смертной казни. Некоторых из них за это даже заточили в монастырь.

 

 

1503 год — прошел Собор, на котором закончилась борьба. Князь хотел выбрать теорию Нила Сорского о том, что монастырям ничего не нужно, потому что в таком случае землю можно было забрать себе. Иосиф Волоцкий высказался последним и привел 3 аргумента в пользу своего мнения: ни в одной религии нет нищих жильцов, деньги монастырям нужны для нормального функционирования — например, на еду, ремонт, и наконец сказал: «кто из порядочных людей пойдет в ваш монастырь, где ни есть ни пить нечего?», что там монастыри ждет упадок. Князь испугался и выбрал теорию иосифлян. Вот.

 

Декабря 2011

Митрополит Даниил - не знаю, при чем он тут, но говорят записать. А, он при иосифлянах.

Максим Грек — заволжские старцы.

 

В начале 16 века было покончено с нестяжательством и еретиками. Иосиф Волоцкий умер в 1515 году, а после него партию стяжателей возглавил Даниил. Он не сразу стал митрополитом. Умный, наблюдательный, хитрый человек, он умел ладить с сильными мира сего и быть им угодным. Его в 1522 году Василий III поставил в метрополиты своей волей — то есть его не выбирали. Вскоре он сумел царя отблагодарить: царь хотел развестись со своей бесплодной женой и жениться на молодой литовской княжне Елене Клинской, и метрополит Даниил помог ему в этом.

В основе своей политики он положил принцип укрепления самодержавной власти. Еще он был хорошим писателем и написал 20 произведений. В 1539 году с метрополитского престола его свергли бояре Шуйские, и издеваясь, заставили его подписать бумагу, что он отказывается от престола метрополита по неспособности, хотя он был способен и это на него подействовало угнетающе.

 

Такой же трагической была судьба Максима Грека, который поддерживал нестяжателей. Тут Амбридж говорит: «Я об это рассказывать пока не буду, потом расскажу» и начинает пороть что-то на другую тему. Не знаю, о чем она. О, пошло-поехало! 1470 или 1480 год — время рождения Максима Грека. Он из Греции приехал в Италию, и там находился под очень сильным влиянием Саманароллы, настоятеля какого-то монастыря, который очень резко относился к порокам священников. Чем эта борьба кончилась — его сожгли на костре.

Максим Грек уехал из Италии, постригся в монахи под именем Максим. Воспитан он был в православной традиции. Ему было 40 с лишним лет, когда царь Василий III попросил какого-нибудь монаха для перевода книг в России, и прислали ему Максима, в России он получил название Грека. Он занимался переводами и очень просился обратно, а его не отпускали, а потом все покатилось по накатанной и его обвинили в искажении божественных книг путем случайных описок, а еще он имел неосторожность относиться к нестяжателем, поэтому вообещ впал в немилость. Наказали его — отобрали бумагу, перо, книги, заточили в какой-то монастырь, где он углем на стене написал какой-то канон.

Потом его еще раз осуждали — за новые грехи типа связей с турецким послом и прелюбодейства (???). Снова ссылка, правда с послаблениями — он мог писать, и там он сочинял публицистические произведения.

Потом как-то добился реабилитации, но в Грецию его все равно не отпустили. Бедняжка.

 

Таким образом мы видим, что полемика ведется религиозными десятелями, но по сути имеет социальный характер и отражена в классовой борьбе. Нестяжатели — бояре, находящиеся в оппозиции к княжеской власти.

1551 год — Стоглавый собор, на котором произошло торжество иосифлянской церкви, постановления этого собора изданы отдельной книгой, в которой было 100 вопросов к церкви и 100 ответов на эти вопросы.

 

«Великие Макарьевские Четиминеи» изданы в 1552 году в 12 томах. Это такой очень большой свод с истинами, как я поняла.

1563 год — вышла «Степенная книга», тоже обобщающий памятник. Ее написал Афанасий, царский духовник. Это история русских государей, их биография, начиная от Рюрика — по Ивана Грозного включительно. Там был материал типа легенд, которые имели целью доказать историческое происхождение царской власти и что Иван Грозный получил власть по наследству.

 

Сильвестр написал «Домострой» - книгу о повиновении. В ней создается идеал чистой жизни. Здесь же рассказано о том, как нужно мужу обращаться с женой: как бить и как не бить. Оглоблею жену бить нельзя. Плетью бить можно. Если жена изменила, надо ее закопать в землю заживо. Так-то!

 

В 16 веке пользовалась большой популярностью одна повесть - «История о казанском царствии», публицистическая повесть о покорении Казани в 1552 году, о ее присоединении к Московскому государству. Цель — показать могущество Московского государства, ее царя, и что присоединение Казани — это для укрепления самодержавной власти. Рассказывается, как происходило взятие Казани — путем подкопа. Автор ее — очевидец событий, который после взятия Казани был крещен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: