Классическая немецкая философия была значительным шагом вперед в развитии как диалектики (Гегель), так и материализма (Фейербах). Однако она не была коренным изменением в философии. Такой поворот в философии, объективно назревший в первой половине 19 века, был совершен К.Марксом и Ф.Энгельсом, создавшими качественно новую философию - диалектический и исторический материализм.
Важнейшим социально-экономическим фактором, обусловившим возникновение марксизма, был выход на историческую арену нового класса - пролетариата, который все настойчивее заявляет о своих правах и целях рядом революционных выступлений (чартистское движение в Англии революционные выступления рабочих-ткачей во Франции - 1831 г. и в Германии - 1844 г.) В силу ряда исторических условий Германия к началу 40-х годов 19 века превратилась в центр мирового революционного движения, что в свою очередь сделало ее родиной научной идеологии пролетариата. Будучи отражением объективных социально-экономических условий, порожденных развитием буржуазных отношений в 19 веке, и научным выражением чаяний рабочего класса, марксизм имел глубокие корни в духовной культуре человечества.
|
|
Непосредственными теоретическими источниками марксизма являются: классическая немецкая философия, и прежде всего идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха; классическая английская политэкономия А.Смита и Д.Рикардо, а также французский утопический социализм, главным образом учения Сен-Симона и Ш.Фурье.
Философия марксизма имеет и глубокие естественнонаучные предпосылки. Особое значение для формирования диалектико-материалистического мировоззрения имели три выдающихся открытия XIX в.: открытие клеточного строения растений и животных; открытие закона сохранения и превращения энергии; разработка эволюционной теории Ч.Дарвиным (учение о происхождении биологических видов). Развитие естествознания требовало замены метафизического мышления диалектическим.