Порядок принятия Конституции Российской Федерации определялся Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 г. № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». В соответствии с этим Указом процедура принятия Конституции регламентировалась Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.).
Положение о всенародном голосовании охватывало совокупность правовых норм, регулировавших наиболее суще-
Глава 3. Конституционное развитие России | 85
ственные отношения, связанные с его проведением. Причем эта совокупность складывалась из двух четко выраженных групп правовых норм. Первая группа закрепляла принципы всенародного голосования (т.е. его исходные начала), на основе которых оно осуществлялось. Принципы устанавливали: как и каким путем должно проводиться это голосование, кому принадлежит право участия в нем и кто не может быть субъектом голосования. В частности, в соответствии со ст. 2 Положения всенародное голосование объявлялось всеобщим и равным, проводилось путем тайного голосования. Правом участия в нем наделялись все граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста. Его были лишены граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержавшиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу обвинительному приговору суда.
|
|
Вторая группа охватывала нормы права, которые наполняли указанные принципы конкретным содержанием, устанавливали порядок проведения всенародного голосования.
В соответствии с Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, его проведение включало в себя:
1) возложение функции по организации ипроведению всенародного голосования на соответствующие избирательные комиссии;
2) наделение избирательных участков полномочиями по
проведению всенародного голосования;
3) определение порядка и сроков проведения агитации;
4) установление образца бюллетеня для всенародного голосования и определения его результатов.
Систему избирательных комиссий, на которых были возложены функции проведения всенародного голосования, возглавляла Центральная избирательная комиссия, состоявшая из председателя и 20 ее членов.
Центральная избирательная комиссия была призвана:
1) давать разъяснения о порядке применения Положения о всенародном голосовании по проекту новой Конституции;
2) рассматривать заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимать по ним решения;
3) в случаях, предусмотренных Положением о всенародном голосовании издавать инструкции и иные акты по вопросам организации всенародного голосования;
|
|
86 | Конституционное право Российской Федерации
4) осуществлять контроль за законностью всенародного голосования;
5) распределять выделенные из республиканского бюджета Российской Федерации на финансирование всенародного голосования средства и контролировать их целевое использование;
6) рассматривать вопросы материально-технического обеспечения, подготовки и проведения всенародного голосования;
7) устанавливать результаты всенародного голосования в целом по России и публиковать их в печати; Участковые избирательные комиссии осуществляли непосредственное руководство голосованием, определяли его результаты по участку и сообщали сведения в окружную избирательную комиссию.
Согласно ст. 14 Положения о всенародном голосовании как гражданам, так и общественным объединениям предоставлялось право беспрепятственно вести агитацию «за» или «против» проекта новой Конституции.
По итогам всенародного голосования участковые избирательные комиссии составляли протокол, в котором указывалось общее число избирателей, число неиспользованных бюллетеней, их количество, выданное в день голосования, число действительных голосов и т.д.
Окружные избирательные комиссии составляли протокол, в котором указывались те же сведения, что и в протоколе участковых избирательных комиссий.
Центральная избирательная комиссия производила подсчет голосов, поданных в ходе всенародного голосования на всей территории Российской Федерации и после этого сведения должны были публиковаться в официальном органе.