Принятие Конституции РФ было объективным требованием времени. Существенно изменившиеся общественные отношения в России, связанные с ее суверенизацией, обусловили закрепление новых правовых параметров взаимоотношений между человеком (обществом) и государством в конституционном порядке.
Действующая Конституция России создана в результате довольно сложной работы по подготовке проекта, соответствующего мировым тенденциям развития современного конституционного права, и его общественного одобрения. Благодаря Конституции в сочетании с необходимыми федеральными конституционными законами Российская Федерация получила правовую возможность развиваться в цивилизованное демократическое правовое социальное государство, в котором человек, его права и свободы являются единственной конституционной высшей ценностью, а на государство возложена обязанность эту ценность признавать, соблюдать и защищать[16].
Термин «конституция» (от латинского «constitution — устанавливаю, учреждаю) в действующем базовом законе в различных словосочетаниях встречается не менее 70 раз. Рассмотрение трактовок данного термина позволяет выявить ряд аспектов его смысловой нагрузки, которые вкладывались в этот термин создателями Конституции Российской Федерации и должны учитываться в процессе практического применения ее норм.
|
|
Во-первых, Конституция есть базовый закон, обладающий особыми гарантиями стабильности. Он может быть пересмотрен в особом, предусмотренном самой Конституцией порядке. Следовательно, любая попытка пересмотра или новации Конституции в нарушение или в обход установленного действующей Конституцией порядка есть узурпация власти, долженствующая влечь установленные законом правовые последствия.
Во-вторых, Конституция есть закон, который учреждает государство, систему его органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяет характер взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением.
В-третьих, Конституция есть закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа. Согласно Конституции Российской Федерации, народ является единой в политическом отношении государственно-правовой и международно-правовой личностью. Конституция, однако, содержит одновременно гарантии от гипертрофии этого единства путем признания идеологического и политического многообразия и закрепления федеративной природы государства.
В-четвертых, Конституция Российской Федерации выступает способом формализации конституционного строя России путем закрепления его, фундаментальных основ. Она определяет основные ценности государства и общества и порядок их государственного обеспечения и защиты.
|
|
В-пятых, Конституция есть закон, устанавливающий пределы государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина и возложения сообразующихся с этими правами обязанностей на государство, а также пределы индивидуальной автономии личности, характер взаимоотношений личности и государства и меру их взаимной лояльности и ответственности.
В-шестых, Конституция есть способ закрепления и выражения высших правовых норм и в этом смысле сама является так называемой абсолютной нормой, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в государстве. В связи с этим Конституция выступает в качестве закона, обладающего верховенством на всей территории государства, высшей юридической силой и гарантирующего политическое единство народа и единство экономического и правового пространства государства.
Конституция может также рассматриваться как юридическая форма фиксации познанных обществом объективных закономерностей социально-исторического развития, которые в силу их конституционного закрепления трансформируются в поведение граждан и становятся нормой деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений и т.д.
Вполне очевидно, что понятие Конституции Российской Федерации чрезвычайно сложно выразить в краткой дефиниции, необходим учет ее различных аспектов, причем в зависимости от конкретных обстоятельств тот или иной аспект может оказаться превалирующим. Например, при разрешении споров о компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации Конституция выступает как гарантия политического единства народа и одновременно как гарантия прав и интересов субъектов Российской Федерации, вытекающих из федеративного устройства государства. В то же время в случае конфликта интересов личности и государства доминирующее значение приобретает гарантийная функция Конституции, выступающей в качестве юридической формы урегулирования взаимоотношений человека и государства как «равноправных партнеров» в общественном договоре и способа ограничения пределов государственной власти, а также обеспечения индивидуальной автономии личности[17].
Конституцию Российской Федерации 1993 г. отличают такие черты, как:
1) особый субъект, который устанавливает Конституцию РФ. Таким субъектом является народ. В Конституции 1993г. наиболее последовательно, по сравнению со всеми предшествующими, отражен рассматриваемый признак. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле … принимаем Конституцию Российской Федерации». Причем, это первая Конституция, принятая действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования, прошедшего 12 декабря 1993 года;
2) учредительный, первичный характер конституционных установлений. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства» Через конституции получали легитимность принципиальные изменения всего общественного строя. Такую роль сыграли Конституция РСФСР 1918г. и Конституция Российской Федерации 1993г. Учредительная роль Конституции РФ выражается в признании и юридическом оформлении важнейших социально-экономических и политических институтов общества. Вместе с тем учредительная функция не исчерпывается только фиксированием и переводом общественных отношений в правовую форму. В ряде случаев конституционные нормы выполняют роль фактического и правового учредителя. Принятием Конституции РФ созданы, например, новые государственные органы: Федеральное Собрание (гл. 5), Счетная палата (п. «г» ч. 1 ст. 103), Уполномоченный по правам человека (п. «д» ч. 1 ст. 103) и др. Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы. Это означает, что для установления положений Конституции не существует никаких правовых, юридических ограничений. Так, законы не могут противоречить Конституции, указы Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам, а у конституции нет такого юридического потолка;
|
|
3) всеохватывающий объект конституционной регламентации, т.е. общественные отношения, которые она регулирует и закрепляет. Сфера конституционного воздействия затрагивает все области жизни общества —политическую, экономическую, социальную, духовную и др.;
4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок ее принятия, пересмотра, внесения поправок, специфические формы охраны и др.
Конституции Российской Федерации 1993г. присущи следующие особенности:
- Из наименования Конституции изъято словосочетание «Основной Закон», которое неизменно присутствовало в прежних конституциях.
- Федеративное устройство Российской Федерации сопрягается с единством государства. Российское государство именно единое федеративное, а не союзное государство, основанное на сочленстве объединившихся в него субъектов. Следовательно, общефедеральные конституционные стандарты организации власти, суверенитета и свободы личности имеют универсальный характер и обязательны для всех субъектов Российской Федерации.
- В ней впервые полупил конституционное закрепление принцип верховенства Конституции Российской Федерации. Ни в одной из прежних конституций России такого положения не содержалось. В этом прежде всего отражается утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства.
Верховенством конституции характеризуется ее особый статус. Это означает, что с конституционными принципами должна сообразовываться деятельность всех государственных и муниципальных органов, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан во всех сферах жизни.
|
|
Содержание принципа верховенства Конституции опосредуется также федеративным характером нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе и в республиках, которые также имеют свои конституции. В связи с этим, принцип верховенства Конституции Российской Федерации как выражение суверенитета России, распространяющегося на всю ее территорию, означает, в частности, что субъект Российской Федерации не может изменять установленные Конституцией РФ приоритеты действия законов и иных федеральных нормативных правовых актов, ограничивать их применение, приостанавливать их действие, вводить какие-либо связанные с действием этих актов процедуры и механизмы разрешения коллизий, правовых споров, не предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
4. В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.
Указанием на высшую юридическую силу Конституции РФ по сути закреплено конституционное правило разрешения коллизий. В силу действия этой нормы, федеральные конституционные, федеральные и иные законы, равно как и подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые в нашей стране;
- во-первых, не должны противоречить Конституции России,
- во-вторых, в случае противоречия названных норм положениям Конституции РФ, последние имеют безусловный приоритет;
- в-третьих, при вынесении судебных решений федеральным судам и судам субъектов РФ надлежит исходить из принципиальных конституционных позиций;
- в-четвертых, органы государственной власти, органы: местного самоуправления, должностные лица, руководители предприятий, учреждений (независимо от формы собственности), граждане России, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России или зарегистрированные в России в качестве юридических лиц, обязаны соблюдать Конституцию РФ.
Конституция является реальным правовым основанием для отмены актов и пресечения действий, которые ей противоречат. Признание прямого действия Конституции РФ впервые осуществлено именно в базовом законе нашей страны 1993г. Поскольку федеральная Конституция действует не изолированно, а в системе законодательства, то ее прямое действие проявляется в регулирующем воздействии конституционных принципов на общественно-политическую практику, на всю систему права и отраслевое законодательство. Прямое действие Конституции означает также, что ее нормы действуют непосредственно, независимо от наличия актов отраслевого законодательства.
Применение конституционных норм обязательно в границах Российского государства, а также гражданами России и отечественными юридическими лицами, пребывающими за границей. Территориальные характеристики применения конституционных норм относятся ко всем субъектам правоотношений в России. Этим подтверждается, что Конституция РФ обладает безусловным приоритетом перед конституциями и уставами субъектов Федерации.
Таким образом, признание высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ означает, что Россия считает себя государством, связанным конституцией, правом, подчиняется им.
5. Конституция, с одной стороны, составляет базу правовой системы России, с другой, — выступает критерием оценки российского законодательства и международных договоров, стороной которых является Россия. Базовые ценности, сосредоточенные в преамбуле Конституции РФ, ее содержательные принципы и процессуальные положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества — устанавливает, какие основные акты принимаются различными органами, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия федеральных конституционных и федеральных законов.
Конституция России определила также названия и порядок принятия основных законов субъектов Российской Федерации. Так, республике в составе РФ адресовано право иметь собственную конституцию. При этом не ограничен выбор республики в способах ее принятия. Остальные субъекты РФ в качестве учредительного акта имеют устав, который принимается исключительно законодательным (представительным) органом конкретного субъекта.
6. К юридическим свойствам Конституции относится ее особая охрана и защита. В этом задействована вся система публичных (государственных и муниципальных) органов, осуществляющих такую охрану и защиту в различных формах.
Согласно ст. 80 Конституции РФ, Президент России является гарантом Конституции: он обязуется соблюдать и защищать ее. Важную роль в охране и защите Конституции РФ играет федеральный Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов. Тем самым решаются две — прагматическая и сущностная — задачи. По итогам проверки и оценки их конституционности законы, другие нормативные акты, договоры в случае признания их неконституционными утрачивают юридическую силу, а не соответствующий Конституции России международный договор, стороной которого является Россия, не подлежит введению в действие.
В сущностном плане — это обеспечение верховенства и прямого действия Конституции, конституционно-правового качества законов и иных нормативных актов, конституционно очерченного баланса властей по горизонтали и вертикали, ограничение власти, защита прав и свобод человека й гражданина, т.е. правовая защита Конституции.
7. Конституцию отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок. Пересмотр касается только положений глав 1, 2 и 9. Поправки вносятся в главы 3-8 Конституции РФ.
3. 6. Структура Конституции российской Федерации
Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система логической группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.
В основе обобщения конституционных норм и включение их в общие разделы, главы лежит единство предмета регулирования, т.е. их связанность единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют.
Последовательность расположения в конституции этих комплексов норм определяется факторами, основанными на учете взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивами первичности и производности норм друг от друга.
Структура Конституции Российской Федерации на разных этапах ее развития не была постоянной. В ней отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию.
Значительное влияние на структуру Конституции России оказал факт пребывания РСФСР в составе бывшего СССР в качестве союзной республики, поскольку структура республиканских конституций должна была почти полностью воспроизводить структуру союзной. Такая установка особенно четко выражена в Конституции РСФСР 1937г. и в Конституции РСФСР 1978г., совпадавших по своей структуре с соответствующими конституциями СССР.
Для первых советских конституций России было характерно несовершенство их структуры с юридической точки зрения. Группировка норм не была в должной мере систематизирована и логически объяснима. Их отличало сначала отсутствие особого раздела о правах граждан, затем его включение в Конституцию 1937 г. в качестве одной из последних глав (гл. 11).
При разработке проекта Конституции 1993г. предполагалось начать базовый закон именно с раздела о правах и свободах человека и гражданина. Конституция 1993г. не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, так как начинать Конституцию с закрепления прав человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является, невозможно.
Однако Конституция РФ не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина, уже во второй статье закрепив их в качестве высшей ценности и одной из важнейших основ конституционного строя России.
По своей структуре Конституция 1993г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел состоит их девяти глав:
1. Основы конституционного строя.
2. Права и свободы человека и гражданина.
4. Президент Российской Федерации.
5. Федеральное Собрание.
6. Правительство Российской Федерации.
7. Судебная власть.
8. Местное самоуправление.
9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».
Такая структура Конституции России существенно отличает ее от предшествующей. В последней редакции Конституции РСФСР 1978 года выделялись преамбула, одиннадцать разделов и в качестве приложения включался Федеративный Договор от 31 марта 1992 года.
В структуре новой Конституции России четко прослеживаются те концептуальные идеи, на которых она основана. Это проявляется в следующем:
1. В изменении названия первого раздела. Введение нового понятия «Основы конституционного строя», что отражает качественное изменение характеристики строя.
2. В связи с отказом от формы правления в виде советской республики, переходом на парламентскую системы снят раздел четвертый «Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания».
3. Глава о Президенте РФ открывает перечень глав об органах государственной власти. В этом отражается новый статус Президента России, присущий ему как главе государства.
4. Последовательное и четкое отражение в структуре Конституции РФ принципа разделения властей.
5. Концепция обновления федеративного устройства, новый статус субъектов Российской Федерации, иные принципы разграничения предметов ведения и полномочий получили отражение в структуре Конституции РФ путем устра-