Глава 6. Конституционные основы правового статуса личности./209


дивидуального интереса. Прежде всего в Конституции Рф (ч. 2 ст. 38) указывается на равное право и обязанность родителей заботиться о детях и воспитывать их.

Одним из главных назначений семьи является создание условий для нормального развития и надлежащего воспита­ния детей. Как записано в п. 1 ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.[79], интересы ребенка являются пред­метом заботы прежде всего его родителей. Права ребенка, закрепленные в ст. 54 Семейного кодекса, обеспечиваются обязанностями его родителей. Семейный кодекс исходит из равенства обязанностей родителей по воспитанию и образо­ванию детей, по защите их прав и интересов и достаточно подробно раскрывает их.

Принцип ответственности родителей за воспитание несо­вершеннолетних детей закреплен и в законодательстве не­которых субъектов Российской Федерации. В ряде регионов страны одновременно с этим также установлено, что труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому другому труду и является основой для достойного социального обес­печения (п. 2 ст. 25 Устава Тамбовской области; п. 2 ст. 103 Устава Ханты-Мансийского автономного округа)[80].

Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей и обеспечить получение ими основного общего образования. В ст. 65 Семейного кодекса закреплен принцип: несение родителями своих обязанностей не должно осуществляться в противоречии с интересами детей, так как обеспечение их интересов — предмет основной заботы родителей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство об­ращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Злоупот­ребление родительскими правами или невыполнение роди­тельских обязанностей может повлечь лишение родительс­ких прав судом.

Гарантией обеспечения конституционных требований, относящихся к воспитанию детей, является установление уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по


воспитанию несовершеннолетних, соединенное с жестоким обращением, предусмотренное ст. 156 УК РФ81[81].

Предваряя рассмотрение должного поведения граждан России, закрепленное в ч. 3 ст. 38 Конституции РФ, отме­тим, что о духовном состоянии общества и восприятии его членами идей гуманизма можно судить по его отношению к потребностям лиц преклонного возраста и инвалидов. Забо­та совершеннолетних трудоспособных детей о своих родите­лях — одна из граней усвоения этих общечеловеческих цен­ностей и проявления преемственности поколений. Нормально функционирующее общество — это общество, в котором про­исходит органичная смена заботы родителей о детях на за­боту совершеннолетних детей о своих родителях.

Реальность, однако, такова, что нормы морали, которы­ми преимущественно регулируются отношения между роди­телями и взрослыми детьми, во многих случаях последними игнорируются. Поэтому государство не только устанавлива­ет конституционную обязанность взрослых трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, но и конк­ретизирует ее в Семейном кодексе.

Конституционная обязанность совершеннолетних трудо­способных детей заботиться о нетрудоспособных родителях включает в себя обязанность детей поддерживать родите­лей, а при необходимости и содержать их. При отказе в помощи необходимые средства (алименты) могут быть взыс­каны по суду, а при злостном уклонении от уплаты алимен­тов наступает уголовная ответственность. Однако суд может принять решение об освобождении детей от этой обязанно­сти, если будет установлено, что родители уклонялись от родительского долга.

Индивидуальными интересами обусловлено также кон­ституционное установление обязательности основного обще­го образования. Основное общее образование в настоящее время — это девять классов общеобразовательной школы или приравненного к ней другого образовательного учреж­дения. По завершении такого образования обучающийся проходит обязательную государственную аттестацию. В слу­чае положительной аттестации ему выдается аттестат госу-


дарственного образца, что дает право продолжить обучение s для получения среднего (полного) образования.

Требование обязательности основного общего образова­ния применительно к конкретному обучающемуся сохраня­ет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Предельный возраст обучающегося для получения основного общего образования в общеобразовательном уч­реждении по очной форме обучения — восемнадцать лет. Для отдельных категорий обучающихся этот возраст может быть увеличен.

Данная мера должного поведения, закрепленная в ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, приведена в контексте меры воз­можного поведения — права на образование. Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основ­ного общего образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих. Следовательно, учитывая роль образова­ния в формировании личности и его значимость для обще­ства, в Конституции использован особый прием правового регулирования: обязанность гражданина получить основ­ное общее образование усиливается обязанностью родите­лей или лиц, их заменяющих, принять все необходимые меры, чтобы дети получили такое образование. Одновре­менно такое усиление означает запрет для родителей пре­пятствовать детям в приобретении образования названного уровня.

К индивидуально-ориентированным конституционным обязанностям российских граждан относится также мера должного поведения, определенная ч. 3 ст. 44 Конституции J РФ. Обязанность каждого заботиться о сохранении истори­ческого и культурного наследия, беречь памятники исто­рии и культуры выступает гарантией права на пользование достижениями культуры.

Историческое наследие является частью наследия куль­турного. Забота о сохранении культурного наследия озна­чает совершение конкретных действий, не допускающих его утрату или бесхозяйственное содержание.

Памятниками истории и культуры в соответствии с за­конодательством признаются предметы старины, произве­дения изобразительного и декоративно-прикладного искус­ства, строения, рукописи, коллекции, редкие печатные из­дания, другие предметы и документы, представляющие зна­чительную историческую, научную, художественную или

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: