Местного самоуправления

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Органь местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Государством признается и защищается муниципальная собственность, в том числе собственность на землю и другие природные ресурсы. Данные конституционные положения направлены на обеспечен политической и правовой стабильности положения местного самоуправления в системе публичной власти.

Конституционные положения, касающиеся местного са­моуправления, конкретизированы Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организация местного самоуправления в Российской Федерации» и принятом новым одноименным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, вступающим в силу с 1 января 2009 г. (за ис­ключением положений Закона, для которых установлены иные сроки и порядок в ступления в силу).

Участие граждан в осуществлении местного самоуправления гарантируется конституционными правами избирать быть избранными в органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ, Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с последующим! изменениями и дополнениями)), направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления, самостоятельно решать вопросы местного значения (как через органы местного самоуправления, так и путем прямого волеизъяв-

 

Глава 12. Конституционное право Российской Федерации 414


ления), самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

Конституцией России названы важнейшие вопросы местного значения: управление муниципальной собственностью, осуществление охраны общественного порядка, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов. Основные принципы организации местных финансов, источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муници­пальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями; утрачивает силу с 1 января 2009 г.). Федеральные и региональные законы относят к вопросам местного значения также иные вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Кроме того, муниципальные образования вправе принимать к рассмотрению вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132 Конституции).

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Гарантиями местного самоуправления являются право на судебную защиту, право на компенсацию дополнитель­ных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Органы государственной власти должны не только создавать правовую и экономическую основы деятельности муниципальной власти, но и способствовать тому, чтобы граж-

Глава 12. Конституционные основы местного самоуправления 415


дане имели реальную возможность участвовать в решении вопросов местного значения.

Поддержка местного самоуправления со стороны государства и создание условий для устойчивого самостоятельного развития муниципальных образований должны быть ориентированы на эффективное и согласованное функционирование федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных и гражданских институтов в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан России, повышения жизненного уровня и благосостояния многонационального народа Российской Федерации.

Вместе с тем процесс формирования местного самоуправления далеко не завершен. Несмотря на то, что на территориях большинства субъектов Федерации проведены муниципальные выборы и местное самоуправление осуществляется в формах, в основном соответствующих требованиям федеральной Конституции и федерального законодательства, существуют территории, население которых не реализовало свое конституционное право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. В ряде случаев органы местного самоуправления не имеют возможности осуществлять свои конституционные полномочия, в частности, по формированию, утверждению и исполнению местных бюджетов, установлению местных налогов и сборов, управлению муниципальной собственностью. Это не только ущемляет права граждан на участие в местном самоуправлении, но и значительно затрудняет проведение выборов в органы государственной власти, так как в ходе избирательного процесса обязательным является участие в нем органов местного самоуправления. Кроме того, в городских, сельских поселениях и на иных территориях, где отсутствуют органы местного самоуправления, не могут собираться местные налоги и сборы, поскольку правом устанавливать их обладают только представительные органы местного самоуправления.

Ряд нерешенных проблем, вызванных экономическими трудностями в стране, неполнотой законодательного регулирования (в первую очередь, отсутствием четкого разграничения компетенции между федеральными, региональными и муниципальными органами власти), приводит к разногласиям и конфликтам между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Предстоит кропотливая работа органов законодательной, исполнительной и судебной государственной власти по разрешению та­ких разногласий и конфликтов.

416 | Конституционное право Российской Федерации


В целях координации усилий по защите прав органов местного самоуправления и взаимодействия с органами государственной власти муниципальные образования объединяются в союзы и ассоциации. За последние годы в России созданы общероссийские, межрегиональные, региональные, специализированные объединения муниципальных образований. Практические результаты, достигнутые в ходе муниципальной реформы, в немалой степени явились следствием совместной работы таких объединений.

По инициативе союзов и ассоциаций муниципальных образований учрежден Конгресс муниципальных образований Российской Федерации — единая общенациональная организация, представляющая интересы всех муниципальных образований при взаимодействии с федеральными органами государственной власти, а также с зарубежными и международными организациями, занимающимися вопросами местного самоуправления.

Создан и действует Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации — федеральный координационный центр при Президенте РФ, обеспечивающий рассмотрение важнейших вопросов развития местного самоуправления и подготовку соответствующих предложений Президенту РФ.

Местное самоуправление предполагает ответственность органов местного самоуправления за осуществление возлагаемых на них функций и полномочий, а также различные виды контроля за их деятельностью.

С развитием местного самоуправления сформировался институт муниципальной службы, общие принципы организации которой и основы правового положения муниципальных служащих установлены Федеральным законом от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: