Прокуратура Российской Федерации: конституционные основы организации и надзорной деятельности

Учреждение органов прокуратуры в Российской империи, по замыслу Петра I, диктовалось необходимостью контроля за деятельностью государственного аппарата.

В наших условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы «сдержек и противовесов», обнаруживает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили (законодательной, исполнительной, судебной власти). Все они взаимодействуют и как единая государственная власть должны быть заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура. Без соблюдения законности не может быть сильной, эффективно выполняющей свои задачи государственной власти.

Исходя из этого, под прокурорским надзором следует понимать осуществляемую от имени Российской Федерации и независимо от федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений деятельность по надзору за исполнением действующих законов специально уполномоченных государственных органов.

Статус прокуратуры в Российской Федерации регулируется ст. 129 Конституции РФ, которая помещена в главе «Судебная власть», что не означает включения прокуратуры в систему судебной власти, и Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп. от 10 февраля 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г.)

Закон о прокуратуре выделяет следующие отрасли сферы прокурорского надзора:

— надзор за исполнением законов федеральными мини­стерствами и государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руково-

 

Глава 11. Государственные органы РФ 405


дителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемы к ими правовых актов;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и Граж данина федеральными министерствами и ведомстпп ми, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами поенного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

— надзор за исполнением законов органами, осуществ­ляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

— надзор за исполнением законов, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных И заключенных под стражу;

— надзор за исполнением законов судебными приставами.

Кроме отраслей прокурорского надзора выделяются и другие направления деятельности прокуратуры:

— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;

— координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокурор занимает важное место в судебном разбирательстве: он участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре принципамиорганизации и деятельности прокуратуры РФ являются: централизация; независимость; гласность.

Прокуратура организуется как единая централизованная система, что определяется общностью целей и задач, стоящих перед органами прокуратуры; единством правовых основ деятельности; установленным порядком назначения прокуроров; финансированием всех органов прокуратуры за счет федерального бюджета; подчинением нижестоя-

 

 

406| Конституционное право Российской Федерации


щих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации; запретом создания на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих и единую систему.

Принцип независимостиорганов прокуратуры означает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов несмотря ни на какие местные различия и вопреки неправомерному воздействию местных органов. Гарантией независимости является запрет для работников прокуратуры быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также невозможность совмещать свою основную работу с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Гласность в деятельности прокуратуры означает, что в печати обязательно сообщается о назначении прокуроров, прокуратура осуществляет свои функции не изолированно от общественности, от населения. Журналисты вправе присутствовать на любых судебных процессах с участием прокуроров, печатать публикации о них, за исключением таких материалов, которые предрешают постановление суда. Органы прокуратуры в России обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан и государственной и иной охраняемой законом тайне.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. К числу последних в настоящее время относятся прокуратуры воинских частей, транспортные и природоохранные прокуратуры.

В соответствии с ч. 2 ст. 129 Конституции РФ Генеральный прокурор РФ назначается на должность сроком на 5 лет и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Если предложенная Президентом кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого большинства голосов, то Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую канди-

 

 

Глава 11. Государственные органы РФ [ 407


датуру. В Генеральной прокуратуре образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора — Главным военным прокурором.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по соглашению с органами власти субъектов Федерации, определяемы ми самими этими субъектами. Эти прокуроры подчиняются непосредственно Генеральному прокурору, ему подотчетны и могут быть освобождены им от занимаемой должности.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

11.8. Адвокатура как конституционный институт Российской Федерации

Правовое государство призвано уделять повышенное внимание правовой защите прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Российская Федерация, провозглашенная Конституцией РФ правовым государством, обязана реализовать это предназначение адвокатуры. Адвокатура в России до и после революции 1917 г. прошла очень сложный путь, исследование которого может стать отдельным предметом изучения. Остановимся на реалиях настоящего времени.

Несмотря на усилия по повышению уровня правовой культуры населения, потребность в получении юридической помощи не утрачивает своей значимости. Последовательное урегулирование в нормативном порядке все более широкого круга общественных отношений откликается вовлеченностью населения в правоотношения по поводу, например, работы и учебы, получения услуг и участия в деятельности общественного объединения, выборов и здравоохранения. Поэтому потенциальная или реальная потребность в квалифицированной помощи юриста может возникнуть практически у каждого.Квалифицированная помощь юристов может выражаться в определении органа, полномочного разрешить жалобу или заявление, в помощи гражданину составить соответствующий документ, в участии в судах в качестве предста-

 

 

408 | Конституционное право Российской Федерации


вителей, например, истцов, ответчиков, третьих лиц в гражданском судопроизводстве и т.п.

Согласно ст. 48 Конституции РФ, каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Оказание квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям является приоритетной задачей адвокатуры. Она отделена от государства, чем обеспечивается ее независимость: адвокат может противостоять интересам и стремлениям публичных структур и их должностных лиц, не может допрашиваться в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника или представителя профессионального союза либо другой общественной организации. Полномочия, порядок организации и деятельности адвокатуры определяются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ <Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Особо квалифицированная помощь необходима лицам, заключенным под стражу, так как будучи лишенными свободы, они ограничены в выборе форм и методов защиты. Таким образом, конституционное закрепленное право граждан на защиту является конституционной основой деятельности адвокатуры как инструмента гражданского общества.

Без этого не может быть правового государства, так как его невозможно представить без адвокатуры. С понятием правовое государство тесно связан еще ряд понятий — «справедливость», «законность», «правопорядок».

Правопорядок достигается законностью через справедливость. Законность очень сложное и медленно устанавливающееся понятие. Оно требует сложных процедур, большого массива работающих законов и времени, а также долготерпения всего общества. Справедливость более быстрое понятие, так как представление о справедливости в обществе меняется быстро и иногда почти мгновенно. Справедливость основывается на идеалах общества и зависит от отношения человека к какому-то явлению. При этом всегда надежды населения, связанные установлением справедливо-

Глава 11. Государственные органы РФ 409

сти, обращены к правосудию. Правосудие как одна из форм деятельности государства изначально несет в себе свойство быть средством разрешения конфликтов в интересах всего общества.

Правосудие в демократических государствах осуществляется в виде состязательного процесса, при равенстве сторон. И если обвинение в уголовных процессах идет от имени государства, то защита осуществляется от имени общества и является сдерживающим фактором от чрезмерном абсолютизации права, не давая превратить правовое государство в полицейское.

 

Глава 11 Конституционное право Российской Федерации 410



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: