Категория бытия, ее смысл и специфика

Бытие - одна из главных категорий философии. Становление философии начиналось с исследования проблемы бытия. Раздел философии, изучающий проблему бытия называется онтологией. Термин «онтология» происходит от слияния древнегреческих слов «онтос» - сущее и «логос» - знание. Онтология понимается как учение о фундаментальных, предельных структурах бытия. Философская категория бытия означает реальность находящуюся за пределами человеческого опыта, не зависящую от человека и его сознания.

На протяжении всей истории философии мыслители пытались решить дилемму: признать наличие бытия, т.е. то сущее, что не возникало, является вечным и вневременным; либо признать существование человека самодостаточным, не нуждающемся в присутствии высшей истины, Абсолюта. В силу этого, философия принимая ту или иную трактовку, становилась, философией бытия или философией свободы. Философия бытия утверждала зависимость человека от объективного мира. Философия свободы констатировала, что человек сам творит бытие, а в нем самого себя.

События CC века трагическим образом показали последствия безбытийного существования человека, человек теряет высший смысл своего существования, целостность себя как личности. Анализ этих последствий становится для философов отправной точкой возврата к проблеме бытия, к онтологической направленности философии.

Понятие «субстанции. Философия формируется в античности как знание направленное на познание бытия. Философия противопоставляет себя эмпирическому знанию, направленному на исследование конкретных проявлений окружающего мира. Что же выступало критерием достоверности знания в философии? Таким критерием стало бытие, которое явилось основой миропонимания человека. Решение вопроса «из чего все состоит?» в древнегреческой философии способствовало поиску субстанционального начала бытия. У античных философов основу природного бытия составляли простые начала материального мира. Свойство материальности не относилось к конкретным материальным предметам, а являлось условием метафизических размышлений. Фалес в качестве начала мира считал воду. Все возникает из воды, «все ею живет», «а то, из чего все возникает, - это и есть начало всего».1 Таким образом, у Фалеса, субстанциональной основой мира является материальное начало - вода.

В этот период формируются и другие учения о субстанциональной основе мира, которые не сводятся к чувственному началу. Анаксимандр основу окружающего мира называет «апейрон». Понятие «апейрон» у Анаксимандра обозначает бескачественную материю, находящуюся в вечном движении. Он не сводим к материальным стихиям. Апейрон является вечным, он лежит в основе всего существующего, в основе самой жизни. Важно то что, у Анаксимандра речь идет о теоретическом обосновании субстанции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: