Бытие - одна из главных категорий философии. Становление философии начиналось с исследования проблемы бытия. Раздел философии, изучающий проблему бытия называется онтологией. Термин «онтология» происходит от слияния древнегреческих слов «онтос» - сущее и «логос» - знание. Онтология понимается как учение о фундаментальных, предельных структурах бытия. Философская категория бытия означает реальность находящуюся за пределами человеческого опыта, не зависящую от человека и его сознания.
На протяжении всей истории философии мыслители пытались решить дилемму: признать наличие бытия, т.е. то сущее, что не возникало, является вечным и вневременным; либо признать существование человека самодостаточным, не нуждающемся в присутствии высшей истины, Абсолюта. В силу этого, философия принимая ту или иную трактовку, становилась, философией бытия или философией свободы. Философия бытия утверждала зависимость человека от объективного мира. Философия свободы констатировала, что человек сам творит бытие, а в нем самого себя.
|
|
События CC века трагическим образом показали последствия безбытийного существования человека, человек теряет высший смысл своего существования, целостность себя как личности. Анализ этих последствий становится для философов отправной точкой возврата к проблеме бытия, к онтологической направленности философии.
Понятие «субстанции. Философия формируется в античности как знание направленное на познание бытия. Философия противопоставляет себя эмпирическому знанию, направленному на исследование конкретных проявлений окружающего мира. Что же выступало критерием достоверности знания в философии? Таким критерием стало бытие, которое явилось основой миропонимания человека. Решение вопроса «из чего все состоит?» в древнегреческой философии способствовало поиску субстанционального начала бытия. У античных философов основу природного бытия составляли простые начала материального мира. Свойство материальности не относилось к конкретным материальным предметам, а являлось условием метафизических размышлений. Фалес в качестве начала мира считал воду. Все возникает из воды, «все ею живет», «а то, из чего все возникает, - это и есть начало всего».1 Таким образом, у Фалеса, субстанциональной основой мира является материальное начало - вода.
В этот период формируются и другие учения о субстанциональной основе мира, которые не сводятся к чувственному началу. Анаксимандр основу окружающего мира называет «апейрон». Понятие «апейрон» у Анаксимандра обозначает бескачественную материю, находящуюся в вечном движении. Он не сводим к материальным стихиям. Апейрон является вечным, он лежит в основе всего существующего, в основе самой жизни. Важно то что, у Анаксимандра речь идет о теоретическом обосновании субстанции