Проблема сознания в философии

Наряду с понятием материи, основополагающей философской категорией является идеальное. Фундаментальная разработка идеального принадлежит Платону. Он представлял мир состоящим из двух уровней: первый: мир идей, второй: мир материальных предметов. Дальнейшее развитие такое представление получило в средневековой философии, признававшей два мира - божественного и земного. Человек так же обладает двумя началами – духовным и телесным. Основополагающими становятся два вопроса:

1) в чем заключается суть идеального?

2) каково соотношение идеального и материального и что из них является первичным?

Материалисты, начиная с Демокрита, полагали, что идеальное производно от материального. Идеалисты, начиная с Платона, указывали, что идеальное - особая реальность, кардинальным образом, отличающаяся от материальной реальности. Существует мир идей, основой которого являются понятия – универсалии. Идеальное порождает материальное. Однако Платона не смог описать причины появления идеального, его истоки. В немецкой классической философии Гегель констатирует, что причиной идеального мира выступает мировой разум. Причиной окружающего нас мира является абсолютная идея. В современной физической картине мира, высказывается похожее соображение. Высказывается гипотеза, что причиной появления Вселенной является «смыслообразующий вакуум», некое творческое первоначало.

Таким образом, сознание является ключевым понятием в рассмотрении и исследовании идеального, культуры, человека. При этом тема сознания является проблемной темой, понятие сознания находится еще в стадии исследования. Философия пытается дать достоверный ответ на проблему сознания. Однако, тема механизма возникновения, сущности сознания, соотношение идеального и материального остается философской гипотезой, требует дискуссий и разработок. В настоящее время тема сознания включает в себя следующие тезисы:

1) сознание является реальностью;

2) сознание имеет особую природу, которая является идеальной.

В философии существует следующие подходы исследующие тему сознания: солипсизм, объективный идеализм, материализм.

Солипсизм – форма субъективного идеализма, в которой реальностью признается субъект, умеющий мыслить. Окружающая реальность, является реальностью существующей только в голове человека. Субъективный идеалист Беркли (1685 – 1753), утверждал, что вещи существуют в качестве «идей» в божественном уме. Беркли подвергал критике вещественной основы материи. Согласно Беркли, в основе понятия материи лежит наша идея о материи. Человек не может чувственно воспринимать материю. Реальное существование вещей предполагает прежде всего восприятие. Беркли признавал только духовную реальность, которую он делил на «идеи» и «души». «Идеи» представляют собой субъективные качества. Они пассивны и непроизвольны. «Души» является деятельными и активными. Все «идеи» существуют только в душе. Субъективный идеалист Фихте (1762-1814), полагал, «Я» (сознание), положение в основу наукоучения, не есть индивидуальное «Я», а представляет собой самосознание всего человечества. Сознание, согласно Фихте, порождает само себя. Оно не дано, а задано. Сознание основывается не на созерцании, а на деятельности. Оно утверждается не интеллектом, а волей. Самосознание является целью «Я» (сознания).

Объективный идеализм (дополнить) - утверждает реальность и сознания и материи. Сознанию отдается ведущая, первичная роль. Сознание рассматривается в отрыве от личности.

Материализм - слова материализм происходит от лат. materials – вещественный. Одно из основных философских направлений, которое утверждает приоритет, первичность материи над сознанием. Согласно материализму – сознание- проявление материи, одна из способностей высокоорганизованной материи. Согласно материализму, матери ни кем не сотворена, пространство, время и движение представляют собой объективные формы материи. Мышление так же неотделимо от материи. Человеческое сознание как вид организованной материи адекватным образом отражает окружающую реальность. Общественное и индивидуальное сознание согласно материализму представляют собой единство. Основой общественного и материального сознания является материальное производство (марксизм).

Тема происхождения сознания является неоднозначной в своих толкованиях. Существуют три основополагающие точки зрения на происхождение сознания:

1) сознание имеет божественное (космическое) происхождение;

2) сознание как биологический феномен присущ всем живым организмам;

3) сознание - феномен, свойственный только человеку.

Божественное происхождение сознания характеризуется тем, что сознание существует само по себе, независимо от материи. Причиной сознания является божественный разум (оно исходит непосредственно из космоса). Согласно данной концепции сознание едино, целостно. К данной концепции можно отнести:

а) монадологию (теорию монад). Ее автором является Г. Лейбниц. Согласно такой концепции в мире существует огромное количество неделимых монад, обладающих вечным существованием. В монадах заключена энергия Вселенной. Монады порождают и сознание и материю.

б) концепция Т. де Шардена, согласно которой сознание представляет собой надчеловеческую сущность;

в) теория Толбета, согласно которой Вселенная представляет собой гигантский разум, при этом сознание представляет собой взаимодействие полей, которые в то же время являются основой материи;

г) теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика представляет собой общемировой разум, который контактирует с мышлением человека.;

д) концепция гилозоизма, согласно которой материя (живая и неживая) обладает душой. Одушевленность представляет собой свойство материи.

Согласно биологической концепции происхождения сознания - оно является порождением природы и присуще всем живым организмам. Биологическое происхождение сознания опирается на следующие важные аргументы:

- деятельность живых организмов подчиняется сознанию;

- инстинкты являются не только врожденными, но и приобретенными;

- живые организмы способны накапливать опыт;

- действия животных являются сложными и доказывают наличие феномена сознания;

- животным присущи правила поведения, качества, привычки, лидерство, внушаемость.

Согласно третьей концепции происхождения сознания, сознание является продуктом человеческого мозга, животные обладают не сознанием, а инстинктами. Такая точка зрения была особенно распространена с середины CIC - середины CC века. Новейшие исследования заставляют усомниться в такой точке зрения. Животные в своих действиях руководствуются не только инстинктами. Некоторым животным (высшим животным) свойственный умственные операции, способность к обучаемости, склонность к «социальной» организации с иерархией и распределением ролей. Можно сделать вывод: живой природе в целом присуще сознание. Самым высоким уровнем сознания обладает человек. Таким образом для формирования сознания необходимы некие биологические предпосылки. Но не только они участвуют в возникновении сознания. Причиной возникновения сознания является общество, сообщество, другими словами - социальное, социум.

Концепция биологического развития мозга развивали ряд отечественных ученых: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский. Ученые доказали, что сознание - функция сложной материи. Это сложно устроенный нервный аппарат, высшая форма организованной материи, важное звено всего организма. Благодаря большому числу нервов, мозг получает информацию из внешней среды. Получив информацию о состоянии внешней среды, а так же внутреннего состояния организма, мозг способен регулировать отношение организма с окружающей его средой. Мозг функционирует в качестве особого психофизиологического процесса. В этом процессе психическое не существует отдельно от физического. Психическое и физическое представляют собой единство, в котором физическое является условием психического. Нельзя полагать, что человеческий мозг является источником сознания. Сознает не мозг сам по себе, а человек. Содержанием сознания является не физиологические процессы протекающие в мозге, а внешний мир, который пропускается через призму мышления человека. Согласно И.П. Павлову, наряду с условными рефлексами, которые подкрепляются безусловными у человека существуют так же, рефлекс свободы и рефлекс цели. С помощью этих рефлексов объясняется мотивация и активная деятельность человека. Согласно И.М. Сеченову предметное мышление (мышление направленное на окружающий мир) обусловлено активностью нервных рецепторов, оказывающих тормозное влияние на поведение человека. Нервно-психическая деятельность по Сеченову представляет собой сложную систему. Н.Е. Введенский разрабатывал вопрос о внутренней природе нервного процесса. Нервная система, мозг – то из чего формируется сознание и мышление. Согласно Введенского вне связи человека с окружающей действительности мышление возникнуть не может. Ощущения человека не могут возникнуть вне связи с объективно существующими, независимыми от нашего сознания вещами окружающего мира. Без ощущений не может быть познания, поскольку ощущения - непосредственный источник наших знаний. А.А. Ухтомский поставил перед собой задачу исследовать естественнонаучные основы нравственного поведения людей, исследовать физиологические механизмы на основе которого складывается разнообразие и неповторимость человеческой личности.

Сознание выражает высший уровень духовной деятельности человека как личности, как социального существа. Окружающий мир, оказывая воздействие на человека, отражается в виде представлений и идей, которые образуют содержание сознания. Сознание зафиксировано в продуктах культуры и выражается в форме идеального. Сознание включает ценности, которые представляют собой ориентацию сознания на выработанные обществом и принятые личностью нормы и ценности. Сознание так же включает отношение человека к ценностям и одновременно к самому себе. Сознание является самосознанием, которое имеет социальную, общественную природу. Самосознание выражается благодаря способности человека соотносить свои установки поведения с жизненными принципами других людей. Сознание исследуется прежде всего на онтологическом (бытийном) уровне, который позволяет определить место сознание в природном и социальном бытии.

В свете достижений современной науки, в детской и общей психологии, антропологии, языкознания и многих других наук проблема сознания, проблема сознания и мышления является очень актуальной. Современная наука имеет богатый материал, позволяющей в новом свете взглянуть на проблему сознания, а так же на проблему соотношения сознания и мышления.

Возникновение сознания тесно связано с появлением языка. Язык зарождается вместе с сознанием, из большой потребности людей в общении с друг другом. Ни один предмет не может быть осознан, не будучи выражен в языке. «Осознавать – пишет С.Л. Рубинштейн, - значит отражать объективную реальность с помощью слов общественно выработанные значения». Сознание человека представляет собой совокупное знание о мире, которое выражает отношение человека к обществу, природе и самому себе. Сознание является не только знанием внешнего мира, но и осознанием своего внутреннего мира. Сознание неотделимо от самосознания. Сознание и самосознание возникают и развиваются с помощью речи человека.

Решающая роль в формировании мышления принадлежит практическим действиям ребенка с предметами. Мыслительный процесс тесно связан с практическими действиями. Путем ошибок и проб ребенок раскрывает для себя новую сферу отношений между своими действиями и результатом. Ребенок начинает нащупывать скрытые от непосредственного восприятия стороны предмета. У ребенка появляется способность отражать с помощью первых представлений простейшие причинно-следственные отношения, непосредственно связанные с его активными действиями. Главным условием развития мышления ребенка является наличие у него представлений. Представления позволяют увидеть, зафиксировать те стороны объекта, которые раскрываются только в практических действиях. Представления ребенка обладают известной долей самостоятельности по отношению к предмету. От наглядного мышления, которое осуществляется на основе представлений, ребенок постепенно переходит к наглядно-образному мышлению. Уже в начале второго года жизни дети способный действовать не только под влиянием впечатлений, но и под влиянием образов, которые всплывают в их памяти. Многие психологи рассматривают этот момент в качестве узлового пункта в умственном развитии ребенка. Таким образом, сознание тождественно с высшей формой мышления, которое выступает определяющим элементом сознания.

Особенности мышления проявляются в осознанности, которая тесно связана с речью человека. С появлением понятий, мыслительная деятельность человека становится сознанием. В этом смысле сознание и мышление рассматриваются как тождественные. Сознание и мышление - высшие формы психического отражения окружающего мира. Сознание человека можно рассматривать как этапы предшествующего психического развития. Действительно, сознание, возникая вместе с мышлением, является высшей формой развития мышления. Сознание так же представляет собой систему различных, тесно связанных друг с другом познавательных, эмоциональных, волевых и оценочных элементов. Сознание - это не только совокупность психических процессов. Сознание представляет собой целостное образование, единое в своих многообразных проявлениях.

Таким образом, сознание представляет собой:

1) свойство высокоорганизованной материи;

2) идеальный образец материального мира

3) результат социально-исторического развития общества и культуры;

4) содержание и результат целенаправленной деятельности человека.

 

Природа сознания

Природу сознания выражает идеальное. Идеальное - субъективный образ реальности, результат личностного освоения мира. Идеальное представлено в формах сознания, деятельности, культуры. К сфере идеального бытия относятся моральные нормы и ценности, наука, право, искусство. Сферу идеального образуют различные и многообразные формы отражения действительности. Идеальное бытие представляет собой систему отношений между явлениями окружающего мира и человеком, который способен преобразовывать эти явления в ходе свой теоретической и практической деятельности. Идеальное бытие является производным от материального, но при этом идеальное обладает самостоятельностью, является ведущим началом человеческой жизнедеятельности. Согласно Э.В. Ильенкову, идеальное - это особая форма развития именно человеческой - общественной и культурно-исторической - деятельности в окружающем нас мире. Деятельность, согласно Ильенкову, является единством двух противоположных, превращающихся друг в друга форм – идеального и реального (материального), в развитии которых осуществляется развитие самого человека. в связи с этим перед человеком, личностью стоит задача развития деятельности. Он должен создать то, чего никогда не производил, но при этом то, что объективно необходимо для развития его жизни. Человек должен усовершенствовать свою деятельность. Решением этой задачи является идеальная форма деятельности, выступающая конструктивным средством развития предметной деятельности.

Условием решения этой задачи выступает способность человека превращать (сознательно, творчески изменять) форму своей деятельности в особый предмет, для того чтобы развивать и усовершенствовать свою деятельность. Для этого человек должен уметь отделять способ своей деятельности от ее реальной, материальной формы. По мнению Э. В. Ильенкова, деятельность животного «никогда не отделяется от тела животного». Человек «выносит форму своей деятельности вовне, действуя с ней как с отличным от себя предметом», способен выстраивать вновь свою деятельность. Человек - единственное существо, которое в силу своей жизнедеятельности, способен критически относится к своей деятельности, относится к ней как к особой предметности, выражающей форму его целесообразной деятельности. Целесообразная деятельность - деятельность, очищенная от материальной, телесной формы.

Человеческая деятельность, по Ильенкову, объективно представлена, «закодирована» не в его телесной оболочке, а в вещах созданных людьми для своей жизни, в вещах, которыми опосредован (запечетлен, обозначен) культурно-исторический процесс.

Особенность человека состоит в том, что его деятельность ведется с помощью идеальной деятельности, которая предшествует материальной деятельности, задает ей образ и форму. Например, человек строит дом, предназначенный для жизни, в соответствии с их конкретными потребностями. Завтра, человек может быть будет строит Храм, а послезавтра что-то еще пока и ему самому неизвестное. В отличии от этого животное, например пчела, будет строить одно и то же на протяжении всего своего существования. Пчела в своей деятельности реализует программу, заложенную в ней природой, и ничего другого она строить не в состоянии. У нее нет потребности в особой – идеальной- форме своей деятельности. Человек, согласно Ильенкову, создает и развивает средства, инструменты своей собственной деятельности. Он не привязан своей телесной организацией к определенному, строго заданному способу деятельности. Принципом его деятельности является способность создавать, творить, то, что диктуется особенностями его жизни, те вещи, содержание которых определяется культурно-историческими, реальными задачами его развивающейся социальной жизни.

Поэтому люди в их совместной деятельности создают не «природные» вещи, а вещи «человеческие», культурно-исторические, предназначенные для определенных целей. Такие вещи служат средством для организации всего жизненного в том числе и культурного процесса. Вещи, создаваемые человеком, если они и создаются и природного материала, по своей сущности, не сводятся к предметам природы. Помимо своей природной составляющей, они несут в себе «отблеск самой личности», печать его жизненных потребностей, его неповторимого бытия в окружающем мире. В этом смысле Ильенков ссылается на Маркса, согласно которому, «человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю».

Чем определяется сознательная цель человека? Потребностью создания предмета необходимого для жизни, не встречающегося в природе как таковой. Идеальные формы вещей в природе как таковой не существуют. Вещи по своему существу являются формами вещей культуры, социально-историческими вещами. И у Маркса и у Ильенкова речь идет о предметно-социальном мире, который создается людьми в общественной жизни в ходе изменения природы - в согласии со своими собственными исторически развивающимися потребностями.

Существует два основных подхода к пониманию природы сознания: материалистический и атрибутивный. С точки зрения материализма сознание отожествляется с материей. Ряд ученых полагают, что родоначальником такого понимания сознания является античный философ Демокрит, который утверждал, что душа человека состоит из атомов. В CIC веке подобные идеи высказывали К. Фохт, Я. Мелешотт. Согласно этим мыслителям, человеческий мозг порождает сознание подобно тому, как печень выделяет желчь. Материалисты, в общем-то сводят сущность сознания на нет, лишая его специфической и фундаментальной характеристики – идеального.

Атрибутивный подход опирается на такое понимание сознания, согласно которому сознание - особое свойство материи. С CUII века ряд философов основным свойством материи считали ощущение. Но некоторые из них основополагающим свойством материи полагали мышление (Б. Спиноза). Французские материалисты CUIII века, в частности Д.Дидро, в противовес Спинозе утверждал, что именно ощущение является универсальным свойством материи. Отождествляя материю и сознание, материализм вплоть до учения Маркса, в решении вопроса о природе сознания стоял на позициях гилозоизма. Гилозоизм -натурфилософская концепция полагающая жизнь как коренное свойство материи, утверждающее одушевленность природы. Гилозоистское понимание природы сознание будет преодолено в марксизме на основе диалектики. В марксизме сознание понималось как высшая форма отражения, которое относится к высокоорганизованной материи - человеческого общества. Отражение - одно из главных понятий марксизма, раскрывающее суть всех форм целесообразной деятельности. Сюда входит как жизнедеятельность простейших видов живых организмов так и сознательная деятельность человека. Таким образом, отражение рассматривается в качестве основополагающего принципа понимания не только сознание, но и всех форм биологической активности материи.

Под отражением понимают не только специфическое свойство, относящееся к живым организмам или социальным объектам, а универсальный атрибут материи. Такое свойство материи проявляется на всех уровнях ее организации. Под отражением понимают способность любого материального объекта - предметов, вещей окружающего мира, воспроизводить свои специфические особенности и свойства. Развитие именной этой способности привело к возникновению сознания. С этой точки зрения необходимо показать специфику отражательного процесса на уровне неживой, живой и социальной организации материи и раскрыть механизм перехода от простейших форм отражения к более сложным.

Развитие биологических и социальных систем оказалось необъяснимым на основе понимания отражения как простом воспроизводстве окружающей среды. Развитие биологических и социальных систем должно включать в себя способность целесообразно воздействовать на окружающий мир. Такое понимание привело к тому, что некоторые исследователи-марксисты отказались от понятия отражения. В Югославии, в 60-е годы для того, чтобы объяснить сознание возникает новая теория – праксеология. Пракселогия заменяет отражение практикой. Аналогичные взгляды высказали и отечественные философы, последователи концепции Э.В.Ильенкова. Ф.Т. Михайлов утверждает, что сознание нельзя объяснять с помощью отражения. Для того, что объяснить природу сознания нужно обратить внимание на общественное развитие человека. Однако в концепции Ф.Т. Михайлова есть недостаток: общественное развитие раскрывает особенности социальной структуры. Сознание же представляет собой проявление человеческой психики, отражающей окружающий мир.

Отражение - атрибутивное свойство живой материи. Оно способствовало появлению сознания человека. Представление о нем как о способности одного объекта воспроизводить особенности другого объекта является во многом неопределенным. Возникает вопрос: какие свойства могут переходить от одного объекта к другому? Прояснить смысл отражения попытался еще Аристотель. В трактате «О душе» он утверждал: ощущение - это то, что «способно принимать формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому, как воск принимает оттиск печати без железа и без золота»1. Под отражением Аристотель понимал форму предметов. Форма, о которой пишет Аристотель - структура - способ связи между элементами. Можно сделать вывод, что в качестве отражения ученые рассматривают структуру как способ связи элементов сознания. Именно структура передается от объекта к объекту в процессе взаимодействия. Исходя из этого, в объекте (вещи, предмета, человеке) могут изменяться первоначально заложенные в него свойства. Например, воск до взаимодействия с монетой имел гладкую поверхность, он не был способен удерживать влагу. После взаимодействия на поверхности воска появились выемки, которые смогли удерживать влагу. Важно понять, что в процессе отражения свойства другого объекта передаются не прямо, а опосредованно. Передается только структура объекта. В результате, в объекте происходит перестройка исходной, первоначальной структуры. Все это изменяет свойства объекта (вещи) окружающего мира. Сделаем вывод: отражение включает в себя:

а) воспроизведение новой структуры, свойства;

б) изменение исходных, первоначальных свойств.

Сформулируем определение отражения. Отражение - процесс воспроизведения особенностей одного объекта в другом объекте, которое изменяет первоначальные свойства объекта.

Отражение, взятое само по себе, представляет собой общий процесс передачи свойств от одного объекта к другому. Понятие отражения не затрагивает механизм преобразования формы, структуры объекта. Это говорит о том, что понятие отражение не включает в себя все то, что связано с сложным (многоструктурным, многоуровневым) поведением объекта (вещи, предмета или даже человека). Ответ на подобный вопрос дает теория информации. Содержанием информационного процесса является отражение или отраженная структура, в ее специфическом значении - в многоуровневом, сложном изменении. Информация - «отраженная структура»2, обладающая свойством сохранения, воспроизведения и без существенных изменений (инвариантно) переходит от носителя к носителю. Важно, что информационный процесс является свободным движением некой структуры в материальных носителях различной природы.

Отражение и информационный процесс - близкие по значение понятия, но не являющиеся идентичными. Информационный процесс является частным случаем процесса отражения. Общее между ними - передача и воспроизведение структуры. Отражение представляет собой универсальное свойство материального мира. Тогда как информационный процесс - частное проявление процесса отражения. Так же процесс отражения, по своему содержанию сложнее, чем информационный процесс. Важно отметить, что информационный процесс обладает весьма уникальным свойством: в нем, без изменения структуры, совершается ее свободное движение. Благодаря такому свойству, в процессе развития природы возникает биологическая активность, психика у животных и далее - сознание и общественная деятельность человека. Информационный процесс следует считать одним из свойств (атрибутов) материи.

Сделаем вывод, что за основу понимания природы сознания следует понимать не само отражение, а информационный процесс, включающий идеальное. Информационный процесс - частный случай отражения. Он является свободным движением структуры в материальных носителях различного характера.

Информация на уровне живой материи играет роль посредника при взаимодействии биологических организмов с окружающей средой, а так же способствует формированию их организации. Информационный процесс здесь заключается в том, что живой организм использует информацию. В отличие от неживых объектов, характеризующихся непосредственной энергетической связью с внешней средой, живой орагнизм осуществляет связь с средой опосредованно - в качестве сигналов. Биологическая активность живого организма осуществляется с помощью информационного процесса, осуществляемого в форме сигналов. Этот процесс называется информационной саморегуляцией. Механизм информационной саморегуляции описан в середине CC века Н. Винером. Н. Винер - основатель кибернетики. Он утверждал, что информационная саморегуляция содержит три информационных механизма: раздражимость, условный рефлекс, психика. Способ саморегуляции является одним и тем же на всех уровнях организации живого вещества. Сигнал поступает из внешней среды от какого-либо органа к информационной программе и от нее вновь к органу. Сигнал совершает движение от рабочего органа к информационной программе. В ходе биологической эволюции информационная саморегуляция усложняется. Такое усложнение является закономерным в развитии биологических организмов. Условные рефлексы представляют собой приобретенную информационную программу, которую вырабатывает живой организм в процессе жизнедеятельности. Условные рефлексы, в дальнейшем, формируют иерархию рефлексов, где связаны в единое целое высшие и низшие рефлексы. Данный процесс приводит к формированию центральной нервной системы, которая в свою очередь приводит к формированию психики. Для высших животных развитие информационной саморегуляции привело к появлению социального уровня организации. Здесь происходит изменение от биологической формы - к социальной.

В животном мире существуют многие характерные черты социальной жизнедеятельности. Сюда можно отнести: преобразование окружающей среды, использование предметов в качестве орудий, использование некоего подобия членораздельной речи. Л.А. Обрели назвал данное явление активной сигнализацией. Однако, какой бы сложности не достигло информационная саморегуляция у животных, оно не может преодолеть рамки приспособительной деятельности животного. Живой организм (животное) получает информацию от окружающей среды с помощью своих биологических органов. Животное использует эту информацию только для удовлетворения биологических потребностей.

Социальная деятельность человека, в отличии от животного, в качестве главного отличительного признака содержит трудовую деятельность. Труд не может быть осуществлен только как биологический механизм. Трудовая деятельность включает два свойства, которые и являются отличительными признаками саморегуляции человека от биологической саморегуляции животного. Первое - в процессе труда задействованы искусственно созданные орудия труда. Труд предполагает создание особый вид деятельности - производство орудий. Создание орудий труда не зависит от биологических потребностей человека, а зависит от искусственных (производственных) условий этого процесса. Биопсихологи заметили, что человекообразные обезьяны не способны освоит ту сферу деятельности, где необходима искусственная (при помощи другого орудия) обработка орудия труда. Второе - процесс труда человека не имеет принципиальных ограничений в пространстве и времени. Функциональные же возможности биологических организмов являются ограниченными.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: