Познание как основной предмет гносеологии

Познание - процесс получения знания, путем объективации окружающего мира. Главным элементов познания является мыслительная деятельность человека, оперирующая знаками и символами и опосредующая взаимодействие человека с миром.

Ориентация человека в окружающем мире предполагает воспроизведение и отражение человеком действительности. Такое воспроизведение и отражение и составляет сущность познавательного отношения человека к миру. Познавательное отношение человека к действительности представляет собой целостную систему его отношений к миру, а возможность адекватного воспроизведения реальности - мировоззренческую проблему.

С древних времен человек стремился познавать мир в котором он живет. Тенденция и желание знать окружающий мир приводят к постепенному формированию теории познания - гносеологии. Гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы познания, отношения знания к реальности. В гносеологии исследуются всеобщие предпосылки знания, а так же выявляются условия его достоверности и истинности. Теория познания рассматривает основания, дающие возможность анализировать познавательный результат как знание. Современная теория познания называется эпистемологией. Эпистемология (греч. episteme - знание, logos – учение) - философская дисциплина, в которой исследуются знание, его структура, функционирование и развитие, учитываются культурно- исторические особенности формирования знания. Термин «гносеология» возник в во второй половине CIC века.

Знание в качестве основы деятельности, обеспечивает возможность формирования обратных связей от окружающего мира к нашим знаниям о нем. В ходе осуществления таких связей развиваются и уточняются человеческие знания о мире. Таким образом знание возникает в ходе активной деятельности человека. Тесно связанное с реальной человеческой жизнью, познание на определенном этапе культурно-исторического развития обособляется в сферу духовного производства. Особой формой духовного производства, наряду с искусством, является научно-теоретическая деятельность, которая направлена на формирование научной картины мира. Познавательная деятельность неразрывно связана с эмоциями, волей и памятью.

Античный философ Демокрит рассматривал познание как восприятие человеком материальных копий предметов, непрерывно испускаемых по всем направлениям пространства. Атомистическая теория Демокрита поставила некоторые новые трудные вопросы познания и дала ключ к решению этих проблем. Демокрит проводил различие между чувственным и интеллектуальным знанием. Чувствам недоступно непосредственное постижение мира и в том числе атомов. К убеждению о существовании атомов приводит ум. С помощью ума, человек способен определить свойства, присущие вещам. Демокрит видит в познании мира с помощью ума не противоположность чувственным восприятиям, а их продолжение и углубление. Достоверность интеллектуального познания имеет источник в чувственном восприятии. Согласно Платону, познание представляет собой припоминание душой знания, которым она обладала до прихода в человеческий мир. Учение о познании Платона тесно связано с его учением о бытии, с психологией, антропологией и мифологией. По мысли Платона чувственному знанию должно предшествовать нечто, что не является чувственным и текучим. Знание не может быть тождественно чувственному восприятию. Знание является предшествующим условием чувственных ощущений. Скептик Диоген отрицал возможность получения знаний о мире, полагая, что чувства и ум человека дают ошибочные представления об окружающем мире. По мнению Аристотеля научное знание (познание) отличается от искусства и от опыта. Познание, согласно собой представляет знание о бытии. В отличии от знания, искусство представляет собой «производство вещей». Сферой искусства является практика. Сферой знания является теория. Знание отличается от опыта. Предметом опыта могут быть только факты, получаемые благодаря ощущению.

Развитие математического знания в Новое время приводит к тому, что процесс познания трактуется как логика, как логический процесс. Такого взгляда придерживались Декарт, Спиноза, Лейбниц. Представители эмпирического направления, такие как Бэкон, Локк, считали, что источником знания являются ощущения, полученные в ходе опыта. Развитие рационалистического направления (Декарт) приводит к тому, что в основе познания окружающего мира лежат познавательные способности. Согласно Канту априорные (доопытные) формы познания формируют наши знания о мире. Так, Кант приходит к агностицизму. Агностицизм – учение, согласно которому не возможно достигнуть исчерпывающего, истинного знания о мире. Термин агностицизм (a- не, gnosis – знание, познание) был введен английским ученым-естествоиспытателем Т. Гексли. Агностики утверждали: познание – знание лишь о собственных чувствах. Основной признак агностицизма - отрицание рациональной, сущностной познаваемости действительности.

Гегель попытался разрешить противоречия кантовского агностицизма с помощью логики. Гегель отождествил познание с развитием Абсолютной идеи, которая существует изначально во всех вещах окружающего мира.

В истории философии сформировались следующие формы агностицизма.

1. Античный скептицизм. Представители: Пиррон, Энесидем, Секст Эмпирик). Термин «скептицизм» (от греч. skptikoz - рассматривающий, исследующий) разрабатывается в греческой философии в эпоху эллинизма. Основатель скептицизма Пиррон утверждал, что истинного познания не существует. Относительность и изменчивость всех явлений мира приводит к тому, что каждое последующие суждение отрицает предыдущее. Достоверного знания можно достичь путем воздержания от каких-либо суждений. Глубокое теоретическое обоснование скептицизма принадлежит Энесидему. Скептики отрицают познаваемость мира. Пиррон в своих измышлениях опирался на учение Протагора. Сомнение Протагора было направлено на богов. Он сомневался в существовании богов. Протагор утверждал, что знание должно содержать «кажимое», то, что существует «как оно есть». Объективного знания не существует, поскольку мыслит только человек. У всех людей разные мнения и представления о мире. Сущность вещей сокрыта от человека.

Пиррон вслед за Протагором утверждал, что человек должен воздерживаться от проникновения в суть вещей. Пирон полагал, что основное предназначение человека - стремление к счастью. Счастье содержит два компонента: 1)отсутствие страдания; 2)невозмутимость и спокойствие духа. Сущность вещей изменчива. Поэтому истинность высказываний в одинаковой мере может быть доказана или опровергнута. Нельзя утверждать, что человек стремится приобретать достоверные знания. Единственно правильное отношение человека к вещам состоит в воздержании от суждений. Выгодой воздержания от суждений и является спокойствие и безмятежность человеческого духа. Скептицизм подчеркивал относительность и субъективность познания человеком окружающего мира. Последователи скептицизма: Пико дела Мирандола, М. Монтень, Р. Декарт.

2. Скептицизм эпохи Просвещения. Английский мыслитель Д. Юм (1724 – 1804) утверждал, знания человек получает из опыта. Опыт возникает на основе ощущений. Ощущения - единственный источник познания. Юм сомневался в том, что окружающая реальность является объектом научного познания. Философов отмечал, что содержанием научного является трактовка учеными причинности. Юм пришел к выводу, что объективной причины окружающего мира не существует. Причина - наши привычки, наше ожидание каких-либо связей между явлениями, которые даются нам в ощущениях. Человек не может знать существует или не существует тот или иной предмет или явление. «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств».

3.Скептицизм И. Канта. Мысль Канта была направлена на исследование познавательных способностей человека и их роль в развитии знания. Познавательная деятельность человека создает в процессе познания формы, которых не существует в природном мире. В процессе познания происходит соединение субъективного и объективного. «Критика чистого разума» Канта начинается с эпиграфа из Ф. Бэкона. Бэкон выступал с критикой схоластической философии. Он требовал отбросить догматизм схоластов и проверять на опыте все положения, которые претендуют на истинность. Известное изречение Ф. Бэкона гласит: «Истина - дочь Времени, а не Авторитета». Кант считал себя продолжателем философии Бэкона. Человеческий разум содержит противоречия: его волнуют вопросы, от решения которых он не может уклониться. В то же время разум человека не в силах ответить на эти вопросы. Они превосходят возможности человеческого разума. Разум начинает с положений взятых из опыта, но двигаясь к вершинам познания, он приходит к выводу: процесс познания не приводит к окончательной истине. В своей основе разум содержит ошибочные представления. Кант предлагает единственный путь решения этой проблемы - путь критики.

Критика Канта направлена на изменения инструментов, которыми пользуется человеческий разум. Знание, согласно Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им. Наши знания порождаются нашей познавательной способностью. Знания носят априорный (доопытный) характер. Главный вопрос «Критики чистого разума»: как возможно чистое внеопытное знание?. Он распадается на три вопроса: как возможна математика?; как возможно естествознание?; как возможна метафизика в качестве науки? Важная проблема кантовского учения - опытные данные, поступающие из окружающего мира не дают нам адекватного знания о реальности. То, чем вещь является для нас (феномен), и то, что она представляет сама по себе (ноумен) имеет кардинальное различие. При этом Кант борется со скептиками и верит в прогресс знания. Границы опыта должны непрерывно расширяться. Однако эти границы не могут исчезнуть, они отрицательно влияют на наше знание.

Кант утверждал, что вещи существуют вне нашего сознания. Сущность вещей скрыта от человеческого взора и познать ее невозможно. Кант вводит понятие «вещи в себе». В процессе нашего познания окружающего мира мы имеем дело не с «вещами в себе», а с явлениями, «вещь в себе» остается непознанной. О том, что такое вещь как таковая «мы ничего не знаем, а знаем их только как явления, т.е. представления, которые они в нас производят, действуя на наши чувства».1 Разграничение мира на «явления», которые доступны нашему познанию и непознаваемые «вещи в себе» приводит к тому, сущность вещей непознаваема.

4. Агностицизм позитивистов: Э. Мах и Р. Авенариус. Австрийский физик Эрнст Мах и швейцарский психолог Рихард Авенариус - основатели философского учения - эмпириокритицизма. В основе познания, согласно эмпириокритицистам лежит опыт. С точки зрения Маха и Авенариуса научное познание должно опираться на опыт психологии и физики. На основе этих наук Мах и Авернариус пытались разработать философию опыта - науку о чистом опыте.С точки зрения Маха – наука, это экономное обращение с опытом. Познание представляет собой только лишь процесс адаптации человека к окружающей среде. Природа, составляющая предмет науки, является неустойчивым и вечно меняющимся явлением. Устойчвый источник познания лишь наш опыт и ощущения. Мах отрицал роль сознания в исследовании фактов. Познание должно ориентироваться только на ощущения. Базовые категории современной науки (пространство, время, сила, масса) - метки ощущений, которые зависят от биологических потребностей человека.

Целью философии Р. Авенариуса является разработка философии как строгой науки подобно природоведению. Подвергая критике теоретическую направленность науки Авенариус призывает вернуться к «естественному понятию мира». Он предлагает обратить внимание на многообразие отношений между человеком и природой («закон жизненного ряда»). Под опытом Авенариус рассматривает естество факта. Естественное понятие о мире искажается философией и наукой. Человек т окружающая среда противопоставлены друг другу, однако они принадлежат одной сфере опыта. Этот опыт представляет собой взаимодействие окружающей среды и нервной системы человека. Различие между физическим и психическим является не принципиальным. На этой основе эмпириокритицизм отрицает достоверность человеческого познания, способность науки к объективному знанию.

5. Агностицизм современной философии. В современной философии существует ряд течений направленных в русло агностицизма. Это такие течения как: конвенциализм, критический рационализм). Согласно конвенционализму, научные понятия - результат соглашения между исследователями Согласно А. Пуанкаре теории и гипотезы, используемые учеными не могут достоверно отразить сущность предметов.

Согласно «техническому агностицизму» Г. Башляра, познавательная деятельность человека направлена в основном на созданную человеком техническую реальность цивилизации. Таким образом, агностицизм как одно из элементов гносеологии (теории познания) отрицает достоверное познание реальности. Агностицизм признает только познаваемость явлений. Причины появления агностицизма следующие: сложность и противоречивость познавательного процесса; культурно-историческую локализованность знания; бесконечность и многообразие явлений окружающего мира. Существуют вопросы, на которые научному знанию сложно дать ответ. Как указывал Кант, мы ограничены миром наших собственных способов познания. Знание является в некоторой мере неопределенным и недостоверным. В то же время, знание – конвенционально, субъективно и относительно.

Агностицизму противоположен гносеологический оптимизм. К его представителям можно отнести Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, Н. Кузанского, Ф. Бэкона, Р. Декарта, Шеллинга, Гегеля, К. Маркса и др. Для гносеологического оптимизма характерен акцент на познаваемость сущности окружающего мира. Они полагают, что сложность и противоречивость знания - принципиальная и важная черта человеческого познания. Гносеологический оптимизм утверждает, что познание невозможно без адекватного постижения действительности.

Способен ли человек выработать знание, которое является адекватным воспроизведением окружающей действительности? Каковы критерии истинного знания? Ответ на эти вопросы и составляет фундамент теории познания. В настоящее время интенсивно развиваются специальные науки исследующие процесс познания. Это – когнитивная психология (психология познавательных процессов), логика и методология науки, история науки, социология знания. Однако сущность познавательного отношения человека к миру исследуется именно философией, поскольку оно связано с решением коренных мировоззренческих вопросов жизни человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: