Приемы обучения беседе

1. Вопросы. Эффективность беседы зависит от умело­го подбора и постановки вопросов. В зависимости от того, какую мыслительную задачу со­держит вопрос, можно выделить две группы вопросов.

А) Репродуктивные вопросы. Требуют простой констатации — называ­ния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов; т. е. он должен точно назвать предмет, его части, выделить характерные признаки (Кто? Что? Где? Когда? Ка­кой?)

Например, беседа о зиме. Вопросы: Какие деревья бывают зимой? Какая зимой бывает погода?

 

Б) Проблемно - поисковые вопросы. Требуют уме­ния устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи и отношения (По­чему? Отчего? Зачем? Из-за чего? Каким образом? Как узнать?)

Например, в беседе о зиме. Вопросы: Почему вы любите зиму? Почему реки замерзают зимой? Как люди спасаются от холода? Подумайте, что изменилось в природе в феврале?

В) Подводящие к обобщению.

Беседа о дружбе: Про каких ребят можно сказать, что это друзья?

Беседа «Наша улица»: Какие же удобства созданы для жителей города на нашей улице?

Г) Наводящие.

Беседа «Кто строит дом?».Воспитатель: «Мы забыли еще одну часть дома. Что нужно для того, чтобы дождик не лил в комнаты? (Крыша).

Ребенок не улав­ливает смысл вопроса иногда из-за недостаточно конкрет­ной, общей его постановки (Что вы знаете о корове?), из-за наличия в вопросе непонятных слов (Как на­зывается должность у тети Кати?). Наводящие вопросы помогают ребенку не только понять смысл вопроса, но и отыскать правильный ответ.

Д) Подсказывающие (вопросы содержат в себе ответ) Кто кроет крышу? (Дети молчат) А не кровельщик ли кроет крышу?

2. Указания оп­ределяют порядок и правила высказывания, привлекают внимание детей к содержанию вопроса («Подумай хоро­шенько, прежде чем ответить». «Ответьте подробно»).

Объяснение.

4. Обобщение. Обобщая детские ответы в беседе о зиме, воспитатель говорит: «Сейчас зима. Зимой холодно. На улице много снега, деревья стоят голые. Зимой бывают сильные морозы и метели».

5. Рассказ воспитателя. В беседе о зиме воспитатель рассказывает, за что любит зиму.

6. Чтение художественных произведений (загадки, пословицы, стихотворения, отрывки из прозаических произведений).

Показ наглядного материала.

Можно по­казать картину, игрушку, предмет в натуре. Иллюстратив­ный материал применяется по-разному: одни предметы раздают каждому ребенку (листья деревьев, семена цве­тов, предметные картинки), другие показывают всем де­тям (картина, животное, предметы посуды, одежды).

8. Игровые приемы. Привлечение игрового персонажа, создание игровой ситуации (получение «письма», «посылки» из другого д/сада).

 

Руководя беседой, необходимо учитывать индивидуаль­ные особенности детей, разную степень активности. Одни дети очень активны, быстро реагируют на любой вопрос, всегда отвечают правильно. Другие молчаливы, не вступа­ют в беседу по собственной инициативе.

 

Эф­фективность беседы зависит от уме­ния педагога целенаправленно вести детей, направ­лять детскую мысль и активизировать речевую деятельность.

В методике определено, в каких возрастных группах про­водятся занятия-беседы. В младшем дошколь­ном возрасте используется беседа-разговор в процессе по­лучения опыта, сопровождающаяся рассматриванием игрушек, картинок.

В среднем дошкольном возрасте преимущественно ис­пользуются беседы, сопровождающие получение но­вых знаний, сопутствующие наблюдениям (из чего сделаны предметы, одежда) и экскурсиям (что делает почтальон).

В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: