Изменение расходов республиканского бюджета в разрезе функциональных групп за период с 2012 по 2016 годы

Тема 2. Структура республиканского бюджета

План лекции

1. Единая бюджетная классификация

2.Структура закона о республиканском бюджете

Единая бюджетная классификация.

 

Процесс планирования, рассмотрения, утверждения, исполнения, уточнения и корректировка бюджета (бюджетный процесс) осуществляется на основе единой бюджетной классификации.

Единая бюджетная классификация является группировкой поступлений и расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Единая бюджетная классификация составляется на основе законодательных актов Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан, решений маслихата области, города республиканского значения, столицы, района и города областного значения в порядке, определяемом центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.

Единая бюджетная классификация включает в себя:

1) классификацию поступлений бюджета;

2) функциональную классификацию расходов бюджета;

3) экономическую классификацию расходов бюджета.

Классификация поступлений бюджета включает в себя следующие основные категории:

1 «Налоговые поступления»;

2 «Неналоговые поступления»;

3 «Поступления от продажи основного капитала»;

4 «Поступления трансфертов»;

5 «Погашение бюджетных кредитов»;

6 «Поступления от продажи финансовых активов государства»;

7 «Поступление займов»;

8 «Используемые остатки бюджетных средств».

 

 

Функциональной классификация расходов бюджета это группировка расходов бюджетов всех уровней, определяющая направления расходования бюджетных средств по функциональным и ведомственным признакам, отражающим выполнение функций государства, реализацию стратегических и программных документов Республики Казахстан, стратегических планов государственных органов.

Функциональные группы:

01 «Государственные услуги общего характера»;

02 «Оборона»;

03 «Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность»;

04 «Образование»;

05 «Здравоохранение»;

06 «Социальная помощь и социальное обеспечение»;

07 «Жилищно-коммунальное хозяйство»;

08 «Культура, спорт, туризм и информационное пространство»;

09 «Топливно-энергетический комплекс и недропользование»;

10 «Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения»;

11 «Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность»;

12 «Транспорт и коммуникации»;

13 «Прочие»;

14 «Обслуживание долга»;

15 «Трансферты»;

16 «Погашение займов».

Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета проанализирована динамика расходов республиканского бюджета за период с 2012 по 2016 годы.

Расходы республиканского бюджета с 2012 по 2016 годы выросли с 6 070,0 млрд. тенге до 8 881,9 млрд. тенге, то есть на 2 811,9 млрд. тенге или на 46,3%.

 

Изменение расходов республиканского бюджета в разрезе функциональных групп за период с 2012 по 2016 годы

млрд. тенге, %

Всего расходы, в том числе: 2012 год в % к ВВП 2016 год в % к ВВП рост с 2012 по 2016 годы
в млрд. тенге в %
6 070,0 19,6 8 881,9 19,2 2 811,9 46,3
  Государственные услуги общего характера 247,5 0,8 556,6 1,2 309,2 124,9
  Оборона 324,7 1,0 434,1 0,9 109,4 33,7
  Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность 462,0 1,5 454,4 1,0 -7,6 -1,6
  Образование 438,9 1,4 535,4 1,2 96,5 22,0
  Здравоохранение 453,4 1,5 792,0 1,7 338,6 74,7
  Социальная помощь и социальное обеспечение 1 156,5 3,7 1 869,0 4,0 712,5 61,6
  Жилищно-коммунальное хозяйство 260,0 0,8 338,6 0,7 78,6 30,2
  Культура, спорт, туризм и информационное пространство 95,0 0,3 115,2 0,2 20,2 21,2
  Топливно-энергетический комплекс и недропользование 111,7 0,4 62,8 0,1 -49,0 -43,8
  Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения 319,4 1,0 339,8 0,7 20,4 6,4
  Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность 12,3 0,0 9,5 0,0 -2,9 -23,1
  Транспорт и коммуникации 404,5 1,3 618,0 1,3 213,6 52,8
  Прочие 499,4 1,6 1 014,8 2,2 515,4 103,2
  Обслуживание долга 129,7 0,4 523,2 1,1 393,5 303,4
  Трансферты 880,6 2,8 837,3 1,8 -43,3 -4,9
  Погашение займов 274,3 0,9 381,2 0,8 106,9 39,0

Данные Министерства финансов, расчеты Счетного комитета

 

К функциональным группам расходов республиканского бюджета, по которым наблюдается наибольший рост, относятся:

- государственные услуги общего характера – на 309,2 млрд. тенге (124,9%);

- «обслуживание долга» и «погашение займов» - в общем на 500,4 млрд. тенге (123,9%);

- прочие – на 515,4 млрд. тенге (103,2%);

- здравоохранение – на 338,6 млрд. тенге (74,7%);

- социальная помощь и социальное обеспечение – на 712,5 млрд. тенге (61,6%);

- транспорт и коммуникации – на 213,6 млрд. тенге (52,8%).

Здравоохранение.

Рост расходов на здравоохранение (с учётом распределяемых программ) за период с 2012 по 2016 года составил 338,6 млрд. тенге или 74,7% от уровня 2012 года, с 453,4 млрд. тенге в 2012 году до 792,0 млрд. тенге в 2016 году (1,7% к ВВП), что связано с:

- увеличением целевых текущих трансфертов на 279,3 млрд. тенге, в том числе за счёт передачи в 2014 году расходов на оказание амбулаторно-поликлинической помощи с базы местных бюджетов на республиканский уровень (порядка 156,1 млрд. тенге на 2016 год в соответствии с протоколом Республиканской бюджетной комиссии от 27 августа 2013 года № 21);

- ростом расходов на закуп услуг и работ на 77,9 млрд. тенге;

- целевым вкладом в АОО «Назарбаев Университет» - 28 млрд. тенге.

Одновременно, за период с 2012 по 2016 годы увеличены расходы на закуп лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках ГОБМП на 47,6 млрд. тенге (70,8%) с 67,2 млрд. тенге в 2012 году до 114,8 млрд. тенге в 2016 году.

В структуре закупок в рамках ГОБМП 2016 года объём средств, направляемых на закуп фармацевтических и медицинских товаров и препаратов казахстанского производства, составляет 25,4 млрд. тенге (22,1%), остальные относятся к категории экспорта - 89,4 млрд. тенге.

Принимая во внимание, что за период с 2012 по 2016 годы происходило ослабление тенге (по отношению к доллару тенге ослаб более чем в 2 раза), в значительной степени увеличение расходов на закуп лекарственных средств и изделий медицинского назначения направлено на сохранение объёмов закупа 2012 года.

Дальнейший рост цен на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения потребует ежегодного увеличения расходов республиканского бюджета на сохранение действующих объёмов поддержки, что по своей сути является увеличением текущих обязательств государства и дополнительной нагрузкой на бюджет.

 

 

Справочно:

В рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы (Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958) была предусмотрена стратегическая цель – довести к 2015 году долю внутреннего рынка отечественными лекарственными средствами до 50 %. По итогам реализации показатель сложился на уровне 12,6%.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: