Лекция 6. 7. Основы экспертизы дорожно - транспортных происшествий

 

Вопросы: 1. Понятие об экспертизе дорожно-транспортных происшествий.

2. Индивидуальное изучения причин и последствий каждого ДТП.

Литература: Пучкин В.А. Основы экспертного анализа дорожно-транспортных происшествий: База данных. Экспертная техника. Методы решений / В.А. Пучкин. Издательство: Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2014. – 194 с.

Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с интернет - ресурсами и подготовка сообщения по теме 6.7.

Экспертизой ДТП называют комплексное научно-техническое исследование всех аспектов каждого происшествия в отдельности, проведенное лицами, имеющими специальные познания в науке, технике или ремесле.

Каждому ДТП сопутствуют «немые свидетели» - вещественные доказательства. Знания и опыт эксперта заставляют этих свидетелей «заговорить». Эксперт решает специальные вопросы, возникающие в процессе следствия, и при рассмотрении дела в суде. Он помогает следователю и суду разобраться в механизме ДТП, дать правильную юридическую оценку участникам происшествия, всесторонне и критически квалифицировать его обстоятельства, определить их значение для конкретного уголовного дела.

По составу участников экспертизы делят на единоличные, комиссионные и комплексные.

Единоличную экспертизу проводят в сравнительно простых случаях, когда характер ДТП не вызывает разногласий в толковании отдельных его обстоятельств.

Комиссионную экспертизу назначают при разборе сложных происшествий с большим числом участников и транспортных средств, а также при наличии обстоятельств, которые вызывают сомнения или разногласия в их толковании. В состав комиссии входит несколько экспертов (обычно 2-5) одной специальности. Члены комиссии исследуют одни и те же объекты и отвечают на одни и те же вопросы. Комиссия экспертов представляет общее заключение, согласованное со всеми ее членами. При возникновении разногласий каждый член комиссии может представить письменное свое мнение, обосновав его.

Комплексную экспертизу назначают в случаях, когда возникшие вопросы не могут быть решены специалистом одного рода, и требуются лица разных специальностей. При комплексной экспертизе в состав комиссии, кроме эксперта-автотехника, могут быть включены медики, криминалисты и т.д. Комиссия исследует одни и те же объекты и решает вопросы пограничные, общие для специалистов различных отраслей знаний.

По очередности проведения различают первичную, дополнительную и повторные экспертизы. Проводя первичную экспертизу, эксперт-автотехник отвечает на конкретные вопросы, содержащиеся в постановлении следователя или определении суда. Дополнительную экспертизу назначают при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта.

Дополнительное исследование разъясняет заключения, данные ранее, уточняет процесс исследования ДТП и смысл выводов. Дополнительно аргументируются выводы на поставленные ранее вопросы.

Повторная экспертиза может быть назначена, если имеется сомнение в квалификации эксперта, правильности проведения экспертизы, объективности ее выводов или в достоверности исходных данных, положенных в основу заключения, а также при нарушении требований УПК. Необходимость в повторных экспертизах возникает также при выявлении дополнительных материалов, неизвестных при первичной экспертизе и по-новому освещающих обстоятельства дела.

Повторная экспертиза чаще всего бывает комиссионной и назначается только в новом составе. В состав новой комиссии не могут быть включены (полностью или частично) эксперты, участвовавшие в первичной и дополнительной экспертизах.

Повторная экспертиза часто отвечает на те же вопросы, что и предыдущая. Если же задаются новые вопросы, то среди них должен быть вопрос о совпадении выводов настоящей экспертизы с выводами предыдущей или о причинах несогласия с ними.

Назначение экспертизы следователем и судом должно быть оформлено процессуально. Если документ о назначении экспертизы отсутствует, экспертиза утрачивает свое юридическое значение.

Итак, экспертиза ДТП призвана ответить на самый главный вопрос о причинах происшествия: явилось ли оно причиной несоблюдения правил, состоянием водителя или стечением обстоятельств, несчастным случаем. Эксперт, получая постановление, изучает все обстоятельства дела, выделяя особо спорные моменты и на основании логических умозаключений, опыта и инженерных решений, выносит вердикт, выделяя особые условия, способные повлиять на ход событий, например, состояние дороги или климатические условия, учитываются все обстоятельства, спровоцировавшие ДТП.

В дорожно-транспортном происшествии можно выделить три фазы: 1 - начальную; 2 - кульминационную и 3 - конечную. Каждая из них является логическим продолжением предыдущей и, в свою очередь, предопределяет развитие последующей.

Для начальной фазы дорожно-транспортного происшествия характерны условия движения транспортного средства и пешеходов, сложившиеся перед возникновением опасной ситуации, при которой участники движения должны немедленно принять все имеющиеся в их распоряжении меры для предотвращения ДТП и снижения тяжести его последствий. Непринятие этих мер или их недостаточная эффективность приводят в процессе сближения транспортных средств и пешеходов к переходу от опасной ситуации в аварийную, когда участники движения не располагают технической возможностью предотвращения ДТП, и оно становится неизбежным.

Кульминационная фаза ДТП характеризуется событиями, вызывающими наиболее тяжелыми последствиями (повреждения автомобилей, травмы пешеходов, пассажиров, водителей). Это фаза протекает быстро (обычно несколько секунд) развивается на участке дороги небольшой протяженности.

Конечная фаза ДТП, следующая за кульминационной, часто совпадает с прекращением движения транспортного средства. Иногда (например, при возникновении пожара на автомашине) конечная фаза продолжается и после остановки.

Автотовароведческая экспертиза. Проводится у любого эксперта, обладающего специальным разрешением на такую деятельность. Подобных экспертов в настоящее время множество. В результате экспертизы выдаётся акт об оценке ущерба, причинённого владельцу транспортного средства.

Следующая экспертиза ДТП – автотехническая. Её цель как раз установить виновника случившегося. Здесь уже идёт речь об исправности автомобиля, работоспособности его узлов, агрегатов и соответствия их техническим параметрам. Что это значит на практике?

Транспортно-трасологическая экспертиза (исследование) представляет собой один из наиболее распространенных видов криминалистических экспертиз.

Судебно-медицинская (СМЭ) экспертиза. Именно от её результатов зависит как пойдёт производство по делу – уголовным процессом или по КоАП. Согласно ст. 309 УК ДНР, преступлением может быть вина в таком ДТП, в котором погибли или пострадали люди. Все иные виды экспертиз обстоятельств ДТП - металоведческую, химико-технологическую и прочие - как правило часто объединяют и называют криминалистическими.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: