Лекция 6. 6. Пассивная, послеаварийная и экологическая безопасность транспортных средств

 

Вопросы: 1. Понятие о пассивной безопасности автомобиля.

2. Послеаварийная безопасность.

3. Пожароопасность автомобиля при ДТП.

Литература: Шухман Ю.И. Основы управления автомобилем и безопасность движения. Шухман Ю.И. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 165 с.

Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с интернет - ресурсами и подготовка сообщения по теме 6.6.

Под пассивной безопасностью транспортного средства понимаютсяего свойства, снижающие тяжесть последствий дорожно-транспортного происшествия.

Различают внешнюю и внутреннюю пассивную безопасность автомобиля. Основным требованием внешней пассивной безопасности является обеспечение такого конструктивного выполнения наружных поверхностей и элементов автомобиля, при котором вероятность повреждений человека этими элементами в случае дорожно – транспортного происшествия была бы минимальной.

Как известно, значительное количество происшествий связано со столкновениями и наездами на неподвижное препятствие. В связи с этим одним из требований к внешней пассивной безопасности автомобилей является предохранение водителей и пассажиров от ранений, а также самого автомобиля от повреждений с помощью внешних элементов конструкции.

Примером элемента пассивной безопасности может быть травмобезопасный бампер, назначение которого – смягчать удары автомобиля о препятствия при малых скоростях движения (например, при маневрировании в зоне стоянки).

Пределом выносливости перегрузок для человека является 50–60g (g–ускорение свободного падения). Пределом выносливости для незащищённого тела является величина энергии, воспринимаемая непосредственно телом, соответствующая скорости движения около 15 км/ч. При 50 км/ч энергия превышает допустимую примерно в 10 раз. Следовательно, задача состоит в снижении ускорений тела человека при столкновении за счёт продолжительных деформаций передней части кузова автомобиля, при которых поглощалось бы как можно больше энергии.

То есть, чем больше деформация автомобиля и чем дольше она происходит, тем меньшие перегрузки испытывает водитель при столкновении с препятствием.

К внешней пассивной безопасности имеют отношение декоративные элементы кузова, ручки, зеркала и другие детали, закреплённые на кузове автомобиля. На современных автомобилях всё шире применяются утомленные ручки дверей, не наносящие травм пешеходам в случае дорожно – транспортного происшествия. Не применяются выступающие эмблемы заводов–изготовителей на передней части автомобиля.

К внутренней пассивной безопасности автомобиля предъявляются два основных требования:

– создание условий, при которых человек мог бы безопасно выдержать любые перегрузки;

– исключение травмоопасных элементов внутри кузова (кабины). Водитель и пассажиры при столкновении после мгновенной остановки автомобиля еще продолжают двигаться, сохраняя скорость движения, которую автомобиль имел перед столкновением. Именно в это время происходит большая часть травм в результате удара головой о ветровое стекло, грудью о рулевое колесо и рулевую колонку, коленями о нижнюю кромку щитка приборов.

Под послеаварийной безопасностью транспортного средства понимаются его свойства в случае аварии не препятствовать эвакуации людей, не наносить травм при эвакуации и после нее. Основными мерами послеаварийной безопасности являются противопожарные мероприятия, мероприятия по эвакуации людей, аварийная сигнализация.

Наиболее тяжелым последствием дорожно – транспортного происшествия является возгорание автомобиля. Чаще всего возгорание происходит при тяжелых происшествиях, таких как столкновение автомобилей, наезды на неподвижные препятствия, а также опрокидывание. Несмотря на небольшую вероятность возгорания (0,03 –1,2% от общего количества происшествий), их последствия тяжелейшие.

Они вызывают почти полное разрушение автомобиля и при невозможности эвакуации – гибель людей, В таких происшествиях топливо выливается из поврежденного бака или из заливной горловины. Возгорание происходит от горячих деталей системы выпуска отработавших газов, от искры при неисправной системе зажигания или возникшей от трения деталей кузова об дорогу или о кузов другого автомобиля. Могут быть и другие причины возгорания.

Пожароопасность – свойство, характеризующее вероятность возгорания в силу объективных факторов (ДТП, попадание в зону пламени и т.д.);

Требования к пожарной безопасности автомобиля регламентируются Правилами № 34 ЕЭК ООН. Согласно этим требованиям топливные системы автомобилей должны обладать такой противоударной стойкостью пи встречном столкновении при 13 м/с и попутном 9 м/с, чтобы утечка топлива из топливной системы при заполненном баке на 90 % не превышала 28 г/мин; накопление каплеобразной смеси также не превышала 28 г/мин. Система питания должна противостоять коррозии как снаружи, так и изнутри. Топливный бак должен изготовляться из огнеупорных материалов или пластмасс, не должна распологаться в салоне или составлять какую-либо из его перегородок. Для отделения салона от топливного бака должна предусматриваться перегородка, которая выдерживает в течение 2 мин. воздействие открытого пламени. Топливный бак должен быть прочно укреплен и установлен так, чтобы обеспечивался вывод из транспортного средства на землю топлива, которое могло вытечь из бака, из его заливной горловины и его соединений.

Такие тяжелые ДТП как лобовое столкновение, наезды на мачты, столбы, падение автомобиля с высоты в несколько метров в результате нарушения герметичности топливной аппаратуры и соприкосновения паров топлива с нагретыми деталями автомобиля или электрической искрой могут сопровождаться пожаром.

Пожар при ДТП довольно редкое явление, приводящее к полному разрушению автомобиля и гибели людей. Число возгораний пропорционально тяжести и количеству ДТП Пребывание человека в автомобиле во время пожара более 1,5 минут является смертельным. В 3% случаев пожар становится причиной травмирования водителей и пассажиров автобусов и грузовых автомобилей.

В США установлено, что пожар на грузовых автомобилях возникал в 5% случаев от общего числа ДТП, т.е. гораздо чаще, чем в ДТП с легковыми автомобилями (0,5%). Это объясняется воспламенением отдельных грузов, а также меньшей защищенностью баков у грузовых автомобилей.

Наиболее часто пожары возникают на пассажирском транспорте – 75% от общего числа пожаров. Больше 1/3 пожаров вызвано пролитым или подтекающим горючим, тлеющими электрическими проводами, сигаретой и т.д.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: