Исследование проводится по альбому оптических проб, разработанному сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена на основе исследований Б.Г. Ананьева, А.Р. Лурия, Е.П. Кок и др.:
— знание букв – печатных и рукописных; дается задание назвать буквы, предложенные вперемешку;
— узнавание букв в усложненных условиях: «зашумленных» букв, изображенных пунктиром, недописанных, стилизованных, правильно и неправильно (зеркально) написанных;
— узнавание букв, наложенных друг на друга, по типу фигур Попельрейтера.
— узнавание сходных по начертанию букв, предъявленных изолированно или в буквенном ряду;
— возможность воспроизведения изолированных букв, рядов букв, сходных по начертанию;
— способность конструировать и реконструировать печатные и рукописные буквы из составляющих их элементов.
Исследование процесса чтения
1. Определить характер чтения: слогов (простых и со стечением согласных); слов: односложных, двусложных, многосложных (простых и сложных по звуко-слоговой структуре); предложений (простых нераспространенных, распространенных, сложносочиненных, сложноподчиненных); текста.
|
|
2. Определить понимание прочитанных слов, предложений, текста.
3. Определить скорость чтения.
4. Указать способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно–фразовое чтение).
а) слоги
б) слова
том мыло ягоды жаворонок макулатура
в) предложения:
Катя и Варя вышивают. Дети играют дружно. Дима ловил сачком бабочку. Птицы улетают на юг. Осенью пожелтели листья на деревьях, побурела трава. Весна красна цветами, а осень — снопами. Весна даёт цветы, а осень — плоды. Сегодня на уроке мы составляли коллективный рассказ об экскурсии в осенний лес.
Синицы
(85 слов)
Утром я проснулся. Вдруг слышу – кто-то тихонько в окно постучал: «тук-тук-тук».
Вскочил я с постели, заглянул за занавеску. За форточкой мясо мороженое в сетке висит. А на мясе две синицы. Что есть силы клювом долбят. Стараются выклевать кусочки сала.
Гляжу на ту синицу, что у самой форточки. Головка у нее в черной шапочке. На шее и на груди черный галстучек. Спинка, крылья и хвост темные. А грудка ярко-желтая. И вторая синичка точно такая же. Хлопочут обе, щиплют мясо и сало тоненькими клювами.
По Г. Скребицкому
Про нос и язык
(70 слов)
У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один.
– Скажи, бабушка, – просит Катя, – почему это у меня все по два, а язык один?
– А потому, милая внучка, – отвечает бабушка, – чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.
Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному. Ясно?
|
|
Е. Пермяк
Бумажный змей
(более 170 слов)
Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота.
Задумал Боря своего змея сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он выстрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змеев запускают.
А у Сёмы большой моток ниток. Ему есть на чем змеев пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы своего змея запустил.
Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.
У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.
Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками прижимает. Сёма свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет.
Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небе дружные ребята змея запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота.
Боря, Сёма и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они еще не научились – вот в чем беда.