Инструкция для ребенка

Повторяй за мной слоги:

а-и-у — у-а-и
би-ба-бо — бо-ба-би
ба-па — па-ба
са-ша — ша-са
ча-тя — тя-ча
ма — на
жа — ща
ла —ра
ма-на-ма — на-на-ма
жа-ша-ша — ша-жа-ша
ла-ра-ра — ра-ра-ла
ца-са-ца

Это задание позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического восприятия.

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер имеющихся аномалий анатомическом строении:

· челюсти (верхняя, нижняя); соотношение верхней и нижней челюсти, т.е. дефекты прикуса (передний открытый, боковой открытый, перекрестный прикус, прогения, прогнатия)

· зубы (двойной ряд зубов, отсутствие зубов, очень мелкие зубы, вне челюстной дуги, диастемы между передними зубами)

· язык (толстый, мясистый, «географический» язык, длинный узкий язык, короткая подъязычная связка)

· твердое нёбо (высокое узкое, так называемое «готическое» нёбо, низкое, плоское, наличие расщелин, их характер)

· мягкое нёбо (нормальное или укороченное, наличие раздвоения, расщелина маленького язычка, отсутствие его)

· губы (излишне толстые губы, наличие рубцов, короткая верхняя губа)

Исследование речевой моторики.

Определить особенности движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба по следующим параметрам:

v наличие или отсутствие движений

v тонус, т.е. нормальное напряжение, вялый, чрезмерно напряженный тонус

v активность движений (нормальная активность, заторможенность или расторможенность)

v объем движений (полный, неполный)

v точность (точное или неточное выполнение движения)

v длительность выполнения движений, т. е. способность удерживать органы артикуляционного аппарата в заданном положении в течение определенного времени

v переключаемость движений (плавный или толчкообразный, с лишними движениями переход)

v темп движения (нормальный, быстрый, замедленный)

v замены одного движения другим

v наличие синкинезии, добавочных, лишних, содружественных движений.

Необходимо обследовать возможность выполнения изолированных движений и их серий, движений по подражанию и словесной инструкции, спонтанных движений.

Примерные артикуляционные и мимические упражнения:

Для мышц лица:

1. Нахмурить брови (рассердиться)

2. Поднять брови (удивиться)

3. Зажмурить глаза

4. Спокойно закрыть и открыть глаза

5. Последовательно закрыть правый, затем левый глаз

7. Надуть щеки «толстячок»

8. Втянуть щёки «худышка»

9. Надуть только правую щеку

Для челюстей:

1. Рот широко открыть, закрыть

2. Нижняя челюсть вправо-влево

Для губ:

1. Растянуть губы в улыбке

2. Вытянуть губы вперед трубочкой

3. Улыбка-трубочка

4. Поднять верхнюю губу

5. Опустить нижнюю губу

Для языка:

1. «Лопаточка»

2. «Жало»

3. «Лопаточка»-«Жало»

4. «Качели»

5. «Вкусное варенье»

6. «Лодочка»

7. «Чашечка»

8. «Лошадка»

9. «Маятник»

Для мягкого неба:

1. Отрывисто на твердой атаке голоса при широко открытом рте произносить звук [а]

2. Широко открыть рот и зевнуть.

Особенности динамической стороны речи

Указать:

o темп и ритм речи (нормальный, замедленный, очень быстрый темп; нормальный ритм, дисритмия);

o употребление ударений (словесного, логического);

o употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое);

o особенности голоса: сила (слишком громкий, очень тихий; затухающий и т.д.); высота (высокий, низкий); тембр (отметить особенности тембра голоса в случаях его патологии: хриплый, сиплый, резкий, с носовым оттенком и др.);

o употребление основных видов интонации, их оттенков;

o выразительность речи (нормальная, маловыразительная, монотонная).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: