Повторяй за мной слоги:
а-и-у — у-а-и
би-ба-бо — бо-ба-би
ба-па — па-ба
са-ша — ша-са
ча-тя — тя-ча
ма — на
жа — ща
ла —ра
ма-на-ма — на-на-ма
жа-ша-ша — ша-жа-ша
ла-ра-ра — ра-ра-ла
ца-са-ца
Это задание позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического восприятия.
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер имеющихся аномалий анатомическом строении:
· челюсти (верхняя, нижняя); соотношение верхней и нижней челюсти, т.е. дефекты прикуса (передний открытый, боковой открытый, перекрестный прикус, прогения, прогнатия)
· зубы (двойной ряд зубов, отсутствие зубов, очень мелкие зубы, вне челюстной дуги, диастемы между передними зубами)
· язык (толстый, мясистый, «географический» язык, длинный узкий язык, короткая подъязычная связка)
· твердое нёбо (высокое узкое, так называемое «готическое» нёбо, низкое, плоское, наличие расщелин, их характер)
· мягкое нёбо (нормальное или укороченное, наличие раздвоения, расщелина маленького язычка, отсутствие его)
|
|
· губы (излишне толстые губы, наличие рубцов, короткая верхняя губа)
Исследование речевой моторики.
Определить особенности движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба по следующим параметрам:
v наличие или отсутствие движений
v тонус, т.е. нормальное напряжение, вялый, чрезмерно напряженный тонус
v активность движений (нормальная активность, заторможенность или расторможенность)
v объем движений (полный, неполный)
v точность (точное или неточное выполнение движения)
v длительность выполнения движений, т. е. способность удерживать органы артикуляционного аппарата в заданном положении в течение определенного времени
v переключаемость движений (плавный или толчкообразный, с лишними движениями переход)
v темп движения (нормальный, быстрый, замедленный)
v замены одного движения другим
v наличие синкинезии, добавочных, лишних, содружественных движений.
Необходимо обследовать возможность выполнения изолированных движений и их серий, движений по подражанию и словесной инструкции, спонтанных движений.
Примерные артикуляционные и мимические упражнения:
Для мышц лица:
1. Нахмурить брови (рассердиться)
2. Поднять брови (удивиться)
3. Зажмурить глаза
4. Спокойно закрыть и открыть глаза
5. Последовательно закрыть правый, затем левый глаз
7. Надуть щеки «толстячок»
8. Втянуть щёки «худышка»
9. Надуть только правую щеку
Для челюстей:
1. Рот широко открыть, закрыть
2. Нижняя челюсть вправо-влево
Для губ:
1. Растянуть губы в улыбке
2. Вытянуть губы вперед трубочкой
3. Улыбка-трубочка
|
|
4. Поднять верхнюю губу
5. Опустить нижнюю губу
Для языка:
1. «Лопаточка»
2. «Жало»
3. «Лопаточка»-«Жало»
4. «Качели»
5. «Вкусное варенье»
6. «Лодочка»
7. «Чашечка»
8. «Лошадка»
9. «Маятник»
Для мягкого неба:
1. Отрывисто на твердой атаке голоса при широко открытом рте произносить звук [а]
2. Широко открыть рот и зевнуть.
Особенности динамической стороны речи
Указать:
o темп и ритм речи (нормальный, замедленный, очень быстрый темп; нормальный ритм, дисритмия);
o употребление ударений (словесного, логического);
o употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое);
o особенности голоса: сила (слишком громкий, очень тихий; затухающий и т.д.); высота (высокий, низкий); тембр (отметить особенности тембра голоса в случаях его патологии: хриплый, сиплый, резкий, с носовым оттенком и др.);
o употребление основных видов интонации, их оттенков;
o выразительность речи (нормальная, маловыразительная, монотонная).