double arrow

Состояние звукопроизношения


Определить характер нарушения произнесения звуков речи: отсутствие, замены, смешения, дефектную артикуляцию в различных условиях:

— при изолированном произнесении звуков;

— в слогах: открытых, закрытых, простых и со стечением согласных;

— в начале, середине и конце слов;

— во фразах;

— в тексте.

В процессе исследования звукопроизношения используются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, стихотворения, чистоговорки, тексты, включающие звук, произнесение которого исследуется.

 

Инструкция для ребенка

Повторяй за мной слова.

Собака — маска — нос
Сено — косить — высь
Замок — коза
Зима — ваза
Цапля — овца — палец
Шуба — кошка — камыш
Жук — ножи
Щука — вещи — лещ
Чайка — очки —ночь
Рыба — корова — топор
Река — варенье — дверь
Лампа — молоко — пол
Лето — колесо — соль

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких Б, Д, В; задненебных Г, К, Х, Й).

 

Примерный речевой и наглядный материал для исследования произнесения звука [р]

1. Исследование произнесения звука [р] в слогах. Повторение слогов:

РА АР ДОР ТРА АТР




РО ОР ЗАР ДРО ОДР

РУ УР ГУР ГРУ УТР

РЫ ИР ВЫР КРЫ ЫДР

РЭ ЮР ЛИР МРЭ ИМР

2. Исследование произнесения звука [р] в словах. Название предметных картинок.

Предлагаются картинки, в названиях которых звук произносится в начале, середине и конце слова, при этом звук находится в различных фонетических условиях.

Примерные картинки:

РАК РОЗА РУКА РЫБА

ЛЮСТРА ГОРЫ КАРАНДАШ ТИГР

ТОПОР ВЕДРО ПОМИДОР СВЕТОФОР

3. Исследование произнесения звука [р] во фразах.

Логопед предлагает придумать предложение по картинке или повторить предложение.

В саду выросла черная смородина. Строители построили красивый дом. Рома раскрашивает картинку разноцветными карандашами.

Повторение скороговорок:

Сорок сорок в короткий срок съели сырок. Карл у Клары украл кораллы. На дворе трава, на траве дрова.

4. Исследование произнесения звука [р] в тексте.

4.1. Чтение стихотворного текста (по программе 2-го класса). Например:

После половодья

Прошли дожди, апрель теплеет.

Всю ночь — туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далеких просеках в бору.

 

И тихо дремлет бор зеленый,

И в серебре лесных озер

Еще стройней его колонны,

Еще свежее сосен кроны

И нежных лиственниц узор.

И. Бунин

 

Мороз — красный нос

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

 

Глядит — хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

 

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины



В великих и малых водах?

Н.А. Некрасов

4.2. Пересказ текста.

Рысь

В темном лесу, у лесной тропинки залег зверь. Это рысь – кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках. Лежит рысь на толстом суку и ждет. Не ходи под этим деревом – попадешь в ее когти. Она с дерева так и бросится на добычу.

Е. Чарушин

Журавль

Проснулся журавль на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: курлы, курлы!

Полетел на горох – горошку поклевать. Поел, на речку слетал, напился, в чистую воду посмотрелся – до чего хорош: ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил журка крылья и ногами стал притоптывать, подплясывать, приседать, вертеться, в воду глядеться.

Исследование умения воспроизводить

Звуко-слоговую структуру слова

Инструкция для ребенка

Повторяй за мной слова:

скакалка кинотеатр
танкист баскетбол
космонавт перепорхнуть
милиционер аквалангист
сковорода термометр

Повторение цепочек слогов







Сейчас читают про: