Упражнение № 4. Определение главного и зависимого слова в словосочетании

Это упражнение выполняется после того, как ребенок усвоит падежные окончания существительных. Это позволит ему направить все усилия непосредственно на согласование. (Если безударные падежные окончания существительных не представляют трудностей для ребенка, упражнения № 2 и № 3 можно пропустить). Цель упражнения – научить ребенка находить главное слово в словосочетании и правильно задавать вопрос от главного слова к зависимому.

Ведущий объясняет, что в каждом словосочетании есть главное слово – без него невозможно обойтись, оно называет предмет, человека или животное (рассматриваются только словосочетания вида «прилагательное + существительное»). А у главного слова есть зависимое – оно называет свойство главного и не может употребляться без главного. Объяснение может быть, например, таким:

Если я говорю: «У нас есть кошка» - всем понятно, что это значит. Меня могут спросить, какая у нас кошка – большая, маленькая, белая, чёрная, рыжая? Я могу уточнить: «У нас есть большая кошка, белая кошка, персидская кошка». Всё равно главное тут – это кошка а если я скажу: «У нас есть большая», что это значит? Это может быть большая собака, большая подушка или большая картина. Непонятно, о чем идет речь, потому что не названо главное – предмет или живое существо. Если убрать из словосочетания главное слово, все предложение теряет смысл. А если убрать зависимое слово, в предложении остаётся смысл, только оно становится не совсем точным – непонятно, какого цвета кошка, какой величины, какой породы. Значит, в словосочетании «большая кошка» главное слово — «кошка», сначала задаём вопрос к нему. У нас есть кто? — кошка. Теперь от главного слова задаем вопрос к зависимому: кошка какая? — большая. «Большая» — зависимое слово.

Следует обратить внимание ребенка на то, что у прилагательного такое же или похожее окончание, как у вопросительного слова к нему («какой?» — «большой, белый», «каких?» — «больших, белых», «какую?» — «большую, белую» и т. п.). А окончания существительного и прилагательного могут не совпадать («поля какие?» — «большие»).

Задание:

А) В нижеприведенных словосочетаниях найти главное слово, задать вопрос к нему, затем найти зависимое слово, от главного слова задать вопрос к зависимому. Словосочетания даются в составе предложения (словосочетания выделены жирным шрифтом, чтобы легче было поставить вопрос к главному слову).

Примеры:

1)На столе стоит голубая ваза.

2)Петя любит холодную воду.

3)На окне висят лёгкие занавески.

4)Таня живёт в новом доме.

5)Гости сидят на мягком диване.

6)На улице холодно из-за сильного ветра.

7)Коля пришёл к старшей сестре.

8)На высоком заборе сидит ворона.

9)Саша пошёл гулять под проливным дождём.

10)На белой скатерти лежат цветы.

11)Дима не услышал громкого стука.

12)Бабушка сидит на садовой скамейке.

13)Лошадь бежит по широкой дороге.

14)Грибы выросли возле старой березы.

15)Ручка лежит в картонной коробке.

 

Б) Выписать словосочетания из текста сказки. Найти в них главное и зависимое слово, поставить вопросы к ним. Следует не забывать, что вначале задается вопрос к главному слову.

 

Упражнение № 5. Согласование прилагательного с существительным.

При выполнении этого упражнения ребенок, используя приобретенные навыки, должен самостоятельно поставить в нужную падежную форму и существительное, и прилагательное.

Задание аналогично упражнению № 3. Ведущий читает вслух предложение, делает паузу перед словами в скобках (в скобках стоит словосочетание в именительном падеже единственного или множественного числа). Ребенку надо произнести предложение целиком, поставив прилагательное и существительное в словосочетании в нужную форму.

Например, ведущий говорит: «Машина едет по... (пауза) пыльная дорога». Ребенку надо сказать: «Машина едет по пыльной дороге». В случае затруднения или ошибки надо подсказать: предложить ребенку найти главное слово, задать вопрос к нему, затем задать вопрос к зависимому слову, окончание прилагательного проверить по вопросительному местоимению (какой? какая? какие? и т. д.), а окончание существительного — по эталонному образцу.

Вначале упражнение делают устно. Когда ребенок будет достаточно четко образовывать нужные падежные формы, рекомендуется оставшуюся часть упражнения выполнить письменно.

Примеры:

1)Стол стоит под (большая лампа).

2)Море находится за (синие горы).

3)Солнце освещает землю (яркие лучи).

4)Собака вылезла из-под (деревянная лавка).

5)Мы восхищаемся (соловьиная песня).

6)Петя увидел (солнечная поляна).

7)Ваня собирается в (дальняя дорога).

8)Шишки висят на (еловые ветки).

9)Вода стекает (крупные капли).

10)В темноте дерево кажется (высокий человек).

11)Свет горит на (лестничная площадка).

12)Стены увешаны (красивые картины).

13)Пол застелен (мягкие ковры).

14)Дети убежали от (большие собаки).

15)Таня даёт орешки (ручная белка).

16)Дорога ведёт к (новые районы).

17)Земля покрыта (пушистый снег).

18)Звезды светят в (ночное небо).

19)Дверь запирается (маленький ключ).

20)Люди живут в (высокие дома).

21)Поляна виднеется за (зелёные ёлки).

22)Земля усыпана (осенние листья).

23)Люди не любят (крупные города).

24)На деревьях не осталось (зелёные листья).

25)Рукам холодно без (тёплые перчатки).

26)Дети катаются на (фигурные коньки).

27)Петя не читает (скучные книжки).

28)В саду я не вижу (весенние цветы).

29)В этом лесу не бывает (белые грибы).

30)Кошка сидит на (бархатная подушка).

31)Картины стоят на (высокие подставки).

32)Вася нарвал букет (голубые васильки).

33)Цветы стоят в (стеклянные вазы).

34)Коля пошёл на кухню за (столовые ножи).

35)Скамейка стояла в (пыльный угол).

36)Полка прогнулась под (тяжёлые книги).

37)Дом стоит за (высокий забор).

38)Дети сидели под (большой стол).

39)Одежда висит на (маленькие вешалки).

40)Неудобно сидеть на (жёсткие стулья).

41)Удобно сидеть на (мягкий диван);

42)Лена спряталась за (широкая занавеска).

 

► Чтение данной части пособия и выполнение упражнений помогает ребенку усвоить согласование прилагательного с существительным, а также способствует усвоению безударных падежных окончаний существительных разного типа склонения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: