Социально-психологические

Причины конфликтов

Существуют различные взгляды на роль социально-психологических причин в возникновении конфликтов. Некоторые исследователи утверждают, что конфликт обусловлен в первую очередь объективными социально-экономическими детерминантами. Вместе с тем очевидно, с одной стороны, присутствие вторичных социально-психологических аспектов во всяком конфликте, а с другой — наличие частного класса конфликтов, порождаемых социально-психологическими факторами.

 

 

 

— Типичные причины межличностных конфликтов в школьных коллективах

К числу социально-психологических относятся те при-чины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы. Четкие границы между четырьмя группами причин конфликтов пока не определены. Не существует строгого разграничения между социально-психологическими и организационно-управленческими причина-ми, с одной стороны, а также между социально-психологическими причинами и личностными — с другой. Тем не менее изучение конфликтов в школьных коллективах позволило выявить несколько типичных причин, носящих социально-психологический характер.

Такими причинами являются возможные значительные потери и искажения информации в процессе меж-личностной и межгрупповой коммуникации. Человек в принципе не может в процессе общения передать без существенных искажений всю информацию, которой обладает и которая касается проблемы, обсуждаемой с партнером. Значительная часть информации сохраняется на уровне бессознательного и словами вообще не выражается. Часть информации теряется из-за ограниченности словарного за-паса конкретного человека. Порой из-за недостатка времени не говорится многое из того, что могло быть сказано. Часть информации намеренно утаивается, если кому-то сообщать эту информацию невыгодно. Бывает, что часть информации не усваивается собеседником, то ли из-за невнимательности, то ли из-за невнятности речи. Услышанное человек обычно не воспринимает на веру, а оценивает и порой делает выводы, отличающиеся (иногда противоположные) от того, что сказал собеседник.

Неправильное понимание представителями администрации, учителями и учениками друг друга может либо стать основной причиной конфликтов в школе, либо усложнить социальные противоречия, возникшие по иным причинам. Более подробно способы и приемы профилактики конфликтов в коллективах школ за счет грамотного общения рас-смотрены в главе 8. Там дается 40 конкретных рекомендаций по оптимизации межличностного общения учеников, учителей, администрации школы.

Типичной социально-психологической причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ро-

 

 

Глава 3

левое взаимодействие двух людей. В ситуации межличностного общения человек или два человека могут играть не те роли, которые ожидает от каждого партнер по взаимодействию. Основа анализа данной причины межличностных конфликтов в значительной степени представлена в теории американского психолога Э. Берна.

Каждый человек в процессе взаимодействия с окружающими играет более десятка типичных ролей. Это роли начальника, подчиненного, учителя, ученика, сослуживца, отца, мужа, сына, брата, пассажира, покупателя, знакомого, друга и т.п. Эти роли мы не всегда играем одинаково успешно. Что касается опасности возникновения межличностного конфликта, то здесь наиболее значима роль старшего по психологическому статусу партнера по взаимодействию, роль равного партнера и роль младшего.

Когда, например, руководитель общается с подчиненным, учитель с учеником или отец с собственным сыном, то обычно в такой ситуации он считает себя старшим, а подчиненного, ученика или сына — младшим. Если под-чиненный так же оценивает распределение ролей в данной ситуации, т.е. считает себя младшим, а общающегося с ним руководителя — старшим, то такое взаимодействие — относительно сбалансированности ролей — может длиться бесконфликтно сколь угодно долго (схема 5).

Однако может сложиться такая ситуация, при которой партнер А будет считать себя старшим, а партнера Б — млад-

 

Схема 5

Варианты ролевого взаимодействия двух людей

 


 

— Типичные причины межличностных конфликтов в школьных коллективах

шим. Партнер Б, в свою очередь, будет считать старшим себя, а партнера А — младшим. При таком дисбалансе ролей возможен ролевой конфликт.

Взаимодействие начальника с подчиненными, директора с учителем осложняется тем, что осуществляется на двух ролевых уровнях: как старшего с младшим при решении служебных вопросов и как равного с равным при обсуждении неслужебных проблем. Ведь юридически подчиненный и начальник, директор и учитель как граждане равны и обладают абсолютно одинаковыми правами. Поэтому, общаясь с учителем, директор должен четко осознавать, в каких ситуациях он выступает как начальник, а в каких он должен оставаться равным статусу учителя. Во взаимодействии учителя и ученика учитель обычно выступает в роли старшего. Однако, если он позволит себе унижать личное достоинство школьника, то спровоцирует конфликт.

Одной из типичных социально-психологических причин межличностных конфликтов в школе является непонимание администрацией, учителями того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано непринципиальным расхождением во взглядах на одно и то же.

Проблемы, которые обсуждают педагоги, как правило, сложны и могут иметь различные способы решения. Обладая различным жизненным опытом и знанием, люди, казалось бы, ясную ситуацию нередко оценивают неодинаково. Порой при обсуждении сложной проблемы бывает столько мнений, сколько людей в ее обсуждении участвует. Иногда оппоненты болезненно относятся к критике их взглядов, что нередко является причиной межличностных конфликтов. Директор и учитель должны терпимо относиться к партнерам по взаимодействию даже тогда, когда их мнения явно противоположны.

Типичной социально-психологической причиной конфликтов во взаимодействии администрации, учителей и учеников является различие в выборе ими способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основе любой оценки лежит сравнение. Существует пять основных способов оценки: сравнение с возможным идеальным положением дел; сравнение с требованиями к данной деятельности нормативных документов; сравнение со степенью до-

 

 

Глава 3

стижения цели деятельности; сравнение с результатами, достигнутыми другими людьми, выполнявшими аналогичную работу, и положением дел в начале деятельности.

Анализ конфликтов показал, что, оценивая других людей, человек за основу оценки чаще берет то, что им не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормой, целью деятельности и другими людьми, выполнявшими аналогичную работу отлично. Сам же работник обычно оценивает свои результаты по сделанному, т.е. сравнивая их с началом деятельности и другими людьми, выполнявшими аналогичную работу похуже. В итоге одна и та же работа в зависимости от способов оценки может быть оценена не только по-разному, но даже противоположно. Это приводит к конфликтам. Далее мы подробно рассмотрим конфликты, возникающие по этой причине.

• Психологическая несовместимость — еще одна важная причина возникновения межличностной напряженности и конфликтов между людьми. Выделяют четыре уровня психологической несовместимости: психофизиологический, индивидуально-психологический, социально-психологический и социальный. О психофизиологической несовместимости говорят в том случае, когда людям не нравятся запахи, рост, вес, телосложение, жесты, другие качества партнера. На этом же уровне фиксируется психосексуальная несовместимость мужчины и женщины.

Индивидуально-психологическая несовместимость про-является в неудачном сочетании темпераментов и характеров взаимодействующих людей. При социально-психологической несовместимости обычно фиксируются противоречия в отношении к жизненным ценностям и идеалам, мотивам и целям деятельности (в долгосрочной перспективе). Социальная несовместимость может проявляться в несовпадении убеждений, мировоззрений, идеологических установок, религиозных предпочтений. Часто социальная несовместимость является следствием больших различий в образовании, социальной принадлежности учителей или учеников и т.п.

• Напряженные межличностные отношения, сложившиеся между людьми в ходе предшествующего взаимодействия, могут стать психологической причиной конфликтов.

Исследования психологов показывают, что конфликты

 

 

 

 

— Типичные причины межличностных конфликтов в школьных коллективах

в организациях чаще возникают между работниками, от-ношения которых характеризуются напряженностью, взаимными негативными установками, предвзятостью и т. п. Возникает порочный круг: чем хуже отношения, тем чаще Конфликты, а чем чаще конфликты, тем хуже отношения. Существует еще ряд социально-психологических причин межличностных и межгрупповых конфликтов, в частности: внутригрупповой фаворитизм, т. е. предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп; присущий человеку конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами; ограниченные способности человека к децентрации, т.е. изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей; нередко свойственное человеку осознанное или неосознанное желание получать от окружающих больше, чем отдавать им; стремление к власти; другие причины.

Личностные причины

Конфликтов

Личностные причины конфликтов связаны прежде всего с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.

Если говорить о причинах конфликтов, которые в боль-шей степени можно отнести к психологическим, то важной среди них является оценка поведения другого как недопустимого. В процессе социального взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороны другого индивидуума, являющегося партнером. Варианты ожидаемого поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, от особенностей актуальной ситуа-

 

 

 

— Глава 3 —

ции взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желательного или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно. Нежелательно! поведение может привести к созданию предконфликтнои ситуации, а недопустимое — к конфликту (схема 6).

Некоторые конфликты происходят из-за того, что рамки допустимого поведения со стороны партнера у человека заужены, что объясняется его эгоистической ориентацией, склонностью к лидерству и т.п. Границы допустимого поведения бывают различными по отношению к различным партнерам. То, что позволяют одному, могут не позволить другому. Порой эти границы обусловлены актуальным психическим состоянием человека. Если он раздражен, то может посчитать недопустимой обычную шутку в свой адрес (схема 6).

Схема 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: