Схема линий противоречий в системе образования


 

цессе их жизнедеятельности. Педагоги, работающие в од-ном коллективе, как правило, тесно взаимодействуют, совместно решая многочисленные служебные задачи. Особенность сельской школы состоит в том, что часто взаимодействие педагогов продолжается и в свободное от работы время — при решении бытовых проблем, которых на селе немало. В процессе постоянного взаимодействия интересы людей могут время от времени сталкиваться, нередко вопреки их воле и желанию, что и создает объективную основу для возможных конфликтных ситуаций.

• Недостаточная разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в школьных коллективах. На-пример, если директор оскорбил учителя, то последний часто вынужден для защиты достоинства идти на обострение отношений. В нашем обществе пока не разработаны эффективные, стандартные, всем известные неконфликтные способы защиты интересов подчиненных от произвола начальников. Учитель, конечно, имеет право обжаловать неправильные, по его мнению, действия директора. Однако эта процедура малоэффективна. Поэтому педагоги прибегают

 

 

 

— Типичные причины межличностных конфликтов в школьных коллективах

к ней лишь в редких случаях. В большинстве предконфликтных ситуаций такого рода они предпочитают либо уступить администрации, либо идти на конфликт.

• Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности учителей и школьников материальных и духовных благ. То, что сегодня существует дефицит разного рода благ и возможностей, заметно сказывается на жизни людей, на количестве и характере конфликтов между ними. Основным материальным дефицитом сегодня стали деньги. Вместе с тем, по данным, полученным в результате опроса старшеклассников, дефицит духовности и культуры взаимоотношений между людьми воспринимается ими острее, чем экономические проблемы. Низкая и нерегулярно выплачиваемая зарплата, недостаточная учебная нагрузка, дефицит средств, имеющихся у директора для обеспечения нормальной работы общеобразовательной школы, — все это создает противоречия, которые служат объективной основой возможных конфликтов.

Многочисленные отключения электроэнергии весной 2001 г. в Приморье стали объективной причиной десятков тысяч острых конфликтов — начиная от внутриличностных и заканчивая конфликтами в больших социальных группах, в том числе и в системе среднего образования.

• Современный образ жизни школьного педагога, связанный с серьезными объективными трудностями. Это объективная причина части межличностных конфликтов, связанных с материально-бытовой неустроенностью, недостаточностью финансовых средств для удовлетворения подчас элементарных потребностей семьи, такими условиями, в которых учитель и ученик не всегда могут реализовать свои способности, не имеют возможности для творчества и саморазвития. Очевидно, что бедный, неустроенный, не реализовавший свой потенциал человек более конфликтен, чем тот, у кого перечисленные проблемы успешно решены. Образ жизни сельских жителей обладает меньшим конфликтогенным потенциалом по сравнению с городом в силу близости их к природе. Городской образ жизни менее естествен для человека. Однако сегодня жизнь сельского учителя заметно тяжелее жизни педагога, работающего в городе. Неудивительно, что сельские учителя испы-

 

 

 

Глава 3

тывают больший стресс, что значительно снижает их конфликтоустойчивость.

• Достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений граждан России, СССР, Российской Федерации приводят к возникновению конфликтов. Такие стереотипы формировались длительное время. Советский человек с момента рождения воспитывался в духе классовой борьбы, нетерпимости и беспощадности к идеологическим противникам. Непрерывная борьба не только с внешними противниками, но и с различными внутренними «вредными элементами» не могла не отразиться на характере межличностных отношений в целом. Мы сегодняшние недостаточно терпимы и лояльны к другому мнению и убеждениям, не задумываясь попираем чувство собственного достоинства ближнего. Поскольку мы сами унижены и оскорблены государством и нередко окружающими, то всегда готовы к противодействию. Хорошие от-ношения с окружающими имели для советского человека меньшую ценность, чем это необходимо для минимизации конфликтных ситуаций при разрешении разного рода противоречий. Все это в той или иной степени характерно для россиян в современных условиях. Объективно такие стереотипы межличностных отношений способствуют более частому возникновению конфликтов.

Кроме названных существует еще бесконечный ряд объективных причин, влияние которых на конфликтность человека пока не изучено. К ним можно отнести заметные отклонения от экологических нормативов в среде обитания людей, особенно в городах (химически загрязненная вода, воздух, пища), отклонения в характеристиках электромагнитных полей, вызванные солнечной активностью или техническими устройствами, различные стрессовые ситуации.

Американские психологи экспериментально доказали, что в жаркие дни вероятность массовых беспорядков в го-роде может быть в несколько раз выше, чем в холодные дни.

Российские ученые, изучая ежегодно динамику драк между старшеклассниками, установили явную зависимость частоты конфликтов от одиннадцатилетнего цикла солнечной активности. Чем активнее Солнце, тем чаще конфликты у школьников заканчиваются дракой.

 

 

— Типичные причины межличностных конфликтов в школьных коллективах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: