Причины конфликтов | Частота конфликтов (в%) | |
часто | редко | |
Малая учебная нагрузка | ||
Большая учебная нагрузка | ||
Неудобное расписание уроков | ||
Значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников | ||
Личные | ||
Распределение жилья | ||
Распределение путевок в дома отдыха, санатории | ||
Преподавание предметов, не являющихся специальностью |
Г.И. Козырев, обобщая перечисленные причины конфликтов в учительской среде, выделяет главные:
• проблемы общения — например, отсутствие такта, вспыльчивость, нетерпимость к недостаткам других, завышенная самооценка, психологическая несовместимость и др.;
• устаревшая административная система управления школьными заведениями, построенная по принципу начальник — подчиненный, в которой почти не остается места для нормального человеческого общения.
__________
1Куконков П.И. Конфликт в социально-педагогическом процессе// Социальные конфликты. — М.,1997. — Вып. 12. — С.149.
ГЛАВА 4. ДИАГНОСТИКА
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И КОНФЛИКТОВ
В ШКОЛЕ С ПОМОЩЬЮ МОДУЛЬНОГО
СОНИОТЕСТА
Своевременная диагностика межличностных конфликтов в школьных коллективах имеет важное значение как для их профилактики, так и для конструктивного разрешения. Кроме того, школьный психолог, директор, классный руководитель нуждаются в методиках, позволяющих создать в школе систему оценки индивидуальных особенностей учеников и учителей. Описываемый ниже модульный социотест диагностики взаимоотношений и межличностных конфликтов в классе, учительском коллективе позволяет во многом решить указанные проблемы.
Общая характеристика