дживан-муктах са учйате

Шрила Джива Госвами, комментируя этот стих, говорит, что человек достигает освобождения, даже когда он просто хочет все делать для Кришны. Даже если он не делает еще, а просто хочет. Кармана манаса гира – если вся его деятельность, все его слова и все его мысли, так или иначе, продиктованы одним желанием: «Я служу Кришне, потому что это мой интерес. Я не отделен от Него», то сразу же он становится дживан-муктой. Сразу же он начинает очущать свободу, освобождение. Это определение человека, который свободен. Свобода заключается только в этом: «Ради кого я делаю то, что я делаю? Что является мотивом моей деятельности?» Человек, который находится в рабстве материального бытия, и человек свободный отличаются только по одному этому очень тонкому моменту. Ради кого? Каков мотив? Что движет мной? Движет мной желание удовлетворять свое собственное тело, получить какие-то почести, удовлетворить свой ум, добиться какого-то состояния здесь, когда все будут: «А! Джай! Харибол!» или я действую ради Кришны? Я понимаю, что объектом моей деятельности, объектом моего служения будь-то слова, ум или поступки должен быть Верховный Господь, причина всех причин. В тот самый момент, когда человек понимает эту простую вещь, что ему нет смысла действовать ради самого себя, ему есть смысл действовать ради того, кто является источником и причиной его бытия, в этот момент он становится дживан-муктой. Сон рассеивается, он больше перестает видеть этот сон, спадает занавес, который отделял его от Кришны, как сейчас этот занавес, который отделял нас от Кришны, ушел. Этот вйавадхан, препятствие, которое не позволяло нам видеть Бога, уходит, и я вижу Бога. До этого я видел материальный мир, почему? Потому что материальный мир – источник моего счастья и глаза мои видели только объекты наслаждений.

Мы видим очень избирательно. Мы видим только то, что нам нужно, правильно? Как вчера Гаурасундар Прабху рассказывал, что у него в офисе висит большое изображение Джаганнатха. И он говорит: «Большая часть людей…». Он специально повесил, чтобы люди, которые приходят, смотрели на Него. Большая часть людей не видит, просто не видит! Только одна женщина нашлась, которая пришла и сказала: «Ой, какой добрый! Это Кто?» (смех) За целый год, пока большой Джаганнатх висит, только одна женщина обратила на Него внимание. Все остальные смотрят и не видит. Почему? Потому что Им нельзя наслаждаться. Потому что мы видим в этом мире избирательно. Мы видим только то, что может приносить нам какое-то счастье, удовольствие, наслаждение.

Когда я понял эту простую вещь, когда я понял, что, в конце концов, мое счастье, мое бытие, все остальное зависит только от Кришны, тогда я буду видеть Кришну. Я не буду видеть никого, кроме Кришны. Я не вижу Кришну сейчас по одной простой причине: я не хочу Его видеть, я отказываюсь Его видеть. Я отвернулся от Него. Я говорю: «Его нет». Но это препятствие, которое я сам воздвиг между Ним и собой, может быть разрушено. И этот сон, в котором я живу, иллюзорная реальность, в которой я живу, тоже может быть разрушена, если я, избавившись от своих материальных желаний, все свои желания, так или иначе, свяжу со своим служением Кришне.

Шрила Прабхупада объясняет, что это подлинная концепция единства. Мы никогда не можем потерять свое «Я», душа всегда сохраняет свою индивидуальность. Но единство заключается в единстве интересов. Единство заключается в том, что мой интерес больше не отделен от Бога. Я понимаю, что то, что нужно Богу, то, что хорошо Богу, хорошо мне. Я не думаю о себе, я думаю о том, чтобы Кришна был доволен мной. Для начала я думаю о том, чтобы мой духовный учитель стал доволен мной. Как Шрила Джива Госвами говорит, что знаменитая фраза из Упанишад, из «Брихадараньяка-упанишад», если я не ошибаюсь. Да, из «Брихадараньяка-упанишад», которая гласит: тат твам аси. Это махавакья Вед. Шанкарачья выделил из Вед четыре афоризма, которые на его взгляд являются афоризмами, лежащими в основе всей философии Вед. И одна из них знаменитая: тат твам аси – ты есть то. Духовный учитель в Упанишадах объясняет своему ученику: «Ты есть то, ты есть то». Разные ачарьи, в частности ачарьи вайшнавов, так как мы основываем свою философию, в том числе, на философии Вед и философии Упанишад, должны дать свое толкование этому и разные ачарьи по-разному объясняли это: «Ты есть его». Так? Чтобы как-то избавиться от этого майавадского оттенка.

Но Шрила Джива Госвами говорит, и он объясняет точно так же, как Шрила Прабхупада здесь в комментарии, что: «Ты есть то. Ты и то – значит, что есть две вещи. Раз есть ты и есть то, то это две вещи. И как я могу стать кем-то? Невозможно. Но есть один единственный способ, как я могу стать кем-то, кто не я. Для этого я должен полюбить того, кто не я». Шрила Джива Говами говорит, что тат твам аси – это афоризм, который утверждает единственный смысл жизни, и что суть всех Вед, суть всех Упанишад в этом. Цель всех наших устремлений – это любовь к Богу. Потому что единство, единственный способ реального единства достичь – это полюбить человека, то есть перестать думать о своих интересах и стать, начать думать только о том, кого я люблю. Когда человек любит кого-то, он забывает о самом себе, все время думает только об этом человеке.

Мне однажды пришло письмо. И в письме человек рассказывал о своей первой любви. И он говорит: «Это вообще!» Он говорит, что «если Бога также можно полюбить, то я готов». (смех) Он зашел на одноклассники.ру. Как большая часть браков распадается, потому что люди заходят на одноклассники.ру и видят там свою первую любовь. И он зашел, и он говорит: «Я увидел там свою первую любовь. Я все вспомнил! Все нахлынуло ко мне!» Он говорит: «Что я делал? Я просыпался рано утром и начинал повторять ее имя». (смех) На четках, шестнадцать кругов. (смех) «Потом что я делал? Все это время о чем я думал? Я думал о ней и о том, чего она хочет. В какой-то момент я понимал мистическим образом, чего она хочет, и я бежал и делал то, что она хочет. Покупал ей какие-то цветы, приносил ей, и она улыбалась». Он говорит: «Я был самым счастливым человеком. Я прибегал в школу и там, вся школа для меня сном была. Учительница по математике что-то говорила, к олимпиаде надо готовиться, а я улыбался как идиот». (смех) «И вся эта реальность, которая до этого, так или иначе, мучала меня, она, – говорит, – ушла от меня полностью. Для меня было только одно: я и того, кого я люблю. И даже меня не было. Был только тот, кого я люблю. И я был абсолютно полностью счастлив. Я приходил домой ночью, и мама что-то ворчала, а я обнимал ее и говорил: „Мама, родная! Я тебя люблю! “ Я готов был бросаться на шею каждому живому существу и говорить: „Родной, дорогой! Я тебя люблю“». Он говорит: «Бога тоже можно так полюбить, да?» (смех) «Если можно – я готов. Я первый». Это состояние любви, когда я не думаю о себе. Это состояние преданности, так? Как говорится, что когда человек любит Бога, он любит все живые существа. Он готов бросаться на шею каждому. Он даже маму свою любит. (смех) Не говоря о маме, даже учительницу математики любит. И он точно знает внутри, в сердце своем, что хочет от него Кришна. У него нет никаких сомнений в том, что хочет от него Кришна, потому что, еще раз, он разрушил эту преграду, преграду ложного эго, которое отделяло от него, его от Кришны. И его мир, и его жизнь стала другой. Сон ушел и осталась только одна чистая духовная реальность, которая будет длиться вечно, и в которой не нужно будет постоянно засыпать и просыпаться, рождаться, умирать, создавать новые сны, жаловаться, обижаться на Бога. Есть я и тот, кого я люблю. И нет разницы в моих действиях, все то, что я делаю, я делаю только ради того, кого я люблю. Это высшая концепция единства. Тат твам аси – я есть то. Почему? Потому что я люблю Кришну. Это высшая цель жизни, нет никакой другой цели жизни.

Спасибо большое. Шрила Прабхупада ки джай! Украинский фестиваль 2009 ки джай! Гауре-премананде Хари Бол! Спасибо.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: