Целью данной темы проекта является изучение особенностей проектирования общественного большепролетного сооружения на примере здания бассейна

Бассейн (М.Червяков)

Овладеть умением разрабатывать творческие проектные решения согласно функциональным, художественным, конструктивно-техническим основополагающим требованиям к большепролетным сооружениям (на примере бассейна).

Из всех видов спорта плавание считается самым эффективным средством укрепления здоровья, так как гармонично нагружаютя и прорабатываются все группы мышц организма и т. п. Поэтому эти виды физкультуры и спорта получили особую популярность и строительство плавательных бассейнов имеет особую важность как для страны в целом, так и для отдельных городов и поселков. Проектирование именно этого объекта в учебном процессе также имеет рад преимуществ. Студенты учатся применять большепролетные конструкции и их комбинации: большепролетные фермы различной конфигурации, рамные конструкции, оболочки, тенты, ванты, складки. Причем осуществляется не просто инженерное конструировании объекта, а конструкции должны быть подобраны с учетом всех композиционных категорий (ритм, пропорции, виды симметрий и т. д. и конечно же ведущее место занимает тектоника и атектоника. Происходит знакомство с организацией спортивного процесса в архитектурном пространстве с учетом разнородных требований и параметров (функция, безопасность, техническое обеспечение, эргономика, учебный процесс, комфорт, художественный сюжет). При проектировании архитектуры с учетом размещения зрителей затрагиваются следующие требования и параметры (безопасность, комфорт, общение, сценарий, художественное пространственное решение). Студенты могут также по желанию сделать акцент на искусственном освещении здания, как интерьера, так и экстерьера, что также сегодня набирает актуальность. Россия северная страна и непосредственно в нашем регионе зимой в три часа дня уже темно. А выпускники вуза могут попасть и на север нашей страны, могут попасть в приполярные и заполярные районы других стран, где имеют место полярные ночи продолжительность, которых достигает нескольких месяцев. В таких случаях художественное решение искусственного освещения объекта может доминировать над дневным, более того вкратце рассмотрены моменты, когда искусственное освещение может влиять и на само формообразование. При проектировании плавательного бассейна студенты также учатся разрабатывать свой объект с учетом функционирования его в системе города. То есть должны научиться спроектировать окружение спортивного сооружения (генплан) и организовать подъезды машин к нему, пешеходные маршруты, распределить разнородные потоки, обыграть художественно-средовые моменты.

Классификация бассейнов

В зависимости от основного назначения бассейны делятся на купальные, учебные (детские), спортивные и смешанные.

По характеру сооружения и эксплуатации различают бассейны на естественных водоемах (сезонные) и искусственные. Искусственные бассейны наиболее полно обеспечивают нормируемые качество и температуру воды, микроклиматические и гигиенические условия, стабильность многоцелевой эксплуатации и являются основой развития водных видов спорта.

Искусственные (наливные) бассейны подразделяются на следующие виды:

открытые - где основная ванна расположена на открытом воздухе;

крытые - здания, в которых ванна или несколько ванн расположены в специальных залах; комплексные - включающие стационарные открытые и крытые ванны;

трансформирующиеся - сооружения, где в зависимости от времени года путем трансформации ограждающих конструкций (покрытий, стен) ванна может быть попеременно открытой или крытой. В крытых спортивных сооружениях различают основные и вспомогательные помещения.

К основным помещениям плавательного бассейна относятся залы, в которых проводятся практические занятия или соревнования и размещаются следующие ванны:

детская - для обучения плавания детей младшего и среднего возрастов;

учебная - для обучения плаванию детей старшего возраста и взрослых; для плавания занимающихся в секциях общей физической подготовки и группах здоровья старшего возраста; универсальная - для плавания, водного поло и прыжков в воду.

Детские ванны. Имеют размеры 12,5х6 м с обходными дорожка­ми по продольным сторонам 1,0 и 1,5 м и по торцевым сторонам по 0,75 м. Вдоль более широкой дорожки устанавливается обог­реваемая скамья для учащихся. Для удобства преподавателей об­ходные дорожки по длинным сторонам рекомендуется заглублять на 0,7-0,8 м. Уровень воды в мелкой части ванны - 1,15 м. Для входа в воду мелкой части ванны рекомендуется устройство по­логой бетонной лестницы на всю ширину ванны вне её основных габаритов. Высота зала лимитируется условиями воздухообмена и может не превышать 3,6 м. Пo одной из продольных сторон ванн за обходной дорожкой в плоскости зала размещается ложа сопровождающих с количеством мест не более 30.

Учебные ванны могут быть произвольной формы или прямоугольные с площалью зеркала воды 200 кв.м. При произвольной форме плана в ней выделяется прямоугольный участок длиной не менее 12,5 м для организованных занятий. При размещении ванны в основном пролете длина её соответствует ширине основной ван­ны. Глубина учебной ванны 0,9 м в мелкой части и не более 1,25 м - в глубокой.

Универсальные ванны (многоцелевые) являются основными и могут иметь размеры 50х21/25/м. В 50-метровых обычно устанавливается полный комплекс прыжковых устройств, включающих трамплины и вышки с платформами. В целях максимального использования зеркала воды иногда совмещают учебную ванну и основ­ную с выделенным местом для прыжков.

Плавательный бассейн - общественное здание спортивного типа, предназначенное для проведения тренировочных занятий взрослых и детей, оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований по требованиям международных стандартов. В проекте должны быть предусмотрены три ванны - универсальная, учебная и детская, общей пропускной способностью 240 человек в смену.

Также нужно спроектировать трибуны для зрителей условно на 500 мест.

Здание бассейна должно быть крытым, с утепленными стенами для II климатического района. Разместить проектируемый объект требуется в реальных условиях города Пензы.

 

Требования при проектировании генеральных планов.

Размеры участков, отводимых под строительство спортивных водных комплексов зависит от основного и дополнительного количества и габаритов ванн и помещений, зрительных мест. В нашем случае под бассейн с 50-ти метровой ванной целесообразно брать 0.6 – 0.8 га.

Выбор участка для размещения спортивного водного комплекса определяется типологией объекта, градостроительными условиями его размещения.

В зависимости от размещения в структуре города (в центральной части, срединной, периферийной зонах) объекты характеризуются различной посещаемостью, уровнем комплексности и универсальности видов и форм обслуживания. Спортивные объекты должны обеспечиваться высокой пешеходной (относительно остановочных пунктов) и транспортной (относительно магистралей) доступностью, безопасностью и удобством передвижений. Необходимы кратчайшие подъезды и подходы к объекту от остановок и общественного транспорта, стоянок. Участок должен быть обеспечен городскими сетями. Пешеходные подходы от стоянок и остановок не должны превышать 200 м. Основные входы и выходы из здания должны ориентировать по направлению движения транспортных и пешеходных потоков.

В зависимости от числа посетителей – занимающихся и зрителей – и длинны эвакуационных путей внутри здания рассчитывается количество основных и вспомогательных путей, а также пожарных входов и выходов, что должно учитываться на генеральном плане участка.

При разработке генерального плана необходимо предусмотреть пожарные проезды, расположенные 5-8 м. от здания при высоте объекта до девяти этажей.

Стоянки проектируются из расчета одна машина на 35 зрителей (по 25 кв. м. на автомобиль), а также из расчета потребного количества стоянок в зависимости от общего числа одновременно занимающихся, обслуживающего персонала, посетителей сопутствующих видов обслуживания. Рекомендуется проектировать стоянки в несколько надземных или подземных уровней, расположенных отдельно от водного комплекса или в составе бассейна.

Выбор площадки для строительства и размещения инфраструктуры (стоянки хозяйственные площадки разгрузки и загрузки объекта, спортплощадки и зоны отдыха и др.) должен выполнятся с соблюдением технических и санитарно гигиенических требований, а именно обеспечением разрывов от инженерных сетей, жилых и общественных зданий.

Спортивную ванну рекомендуется ориентировать длинной стороной по меридиану, что обеспечивает благоприятные условия видимости для пловцов, прыгунов при освещении ванны по длинной стороне.

Объемно-планировочное решение бассейнов

Основу объемно-планировочного решения составляет схема движения занимающихся: вестибюль с гардеробом верхней одежды и регистратурой - раздевальная - зал для подготовительных за­нятий - душевая - проходной ножной душ - ванна.

Касса, вестибюль, гардеробная, регистратура, буфет образу­ют единую входную группу. За общим гардеробом потоки мужчин и женщин, направляющихся в раздевальные, обособляются.

Зал подготовительных занятий размещается обычно между раздевальными и ваннами, но, используя проходной душ, этот зал можно разместить за ваннами.

Расположение помещений в зданиях должно исключать пересе­чение путей передвижения занимающихся (в спортивной одежде) с путями движения зрителей (рис. 1).

По расположению вспомогательных помещений относительно залов ванн можно выделить 4 основных типа комбинаций схем (рис. 30):

 

Рис. 30. Схема планировки бассейна

 

1 Вестибюль, 2 регистратура, 3 кабинеты врачей, 4 судейские, 5 помещение тренеров (М-Ж), 6 санузлы (М-Ж), 7 радиорубка, 8 раздевальные (М-Ж), 9 гардероб (М-Ж), 10 саузлы (М-Ж), 11 душевые (М-Ж), 12 зал для занятий на суше мужских и женских групп, 13 сушилки (М-Ж), 14 инвентарные, 15 лаборатория, 16 хлораторная с отдельным входом, 17 пресс центр, 18 сауна (М-Ж), 19 гардероб для верхней одежды, 20 администрация, 21 комната отдыха с буфетом, 22 подсобная, 23 касса, 24 методический кабинет, 25 кабинет дежурной медсестры, 26 ванна бассейна,

_________ путь обутых ----------------- путь босых.

Торцевой или односторонний тип (рис 31.) - помещения обслуживания размещаются в торце основного зала, частично выходя за его габариты. Зал с универсальной 50-метровой ванной имеет высо­ту, кратную трем этажам блока обслуживания. Поэтому целесообразно при выборе этой схемы на третьем этаже разместить помещения администрации, зал подготовительных занятий или фойе для зрителей. Трибуны располагаются на балконах вдоль длин­ных сторон бассейна.

Недостатком односторонней схемы является трудность в раз­мещении детской ванны со своим блоком обслуживания.

2. Продольный тип - блок обслуживания примыкает к одной из длинных сторон основного зала и имеет 2-3 этажа. На первом этаже блока размещается вестибюль с гардеробом верхней одеж­ды, буфет, помещение администрации, блок детской ванны. На втором этаже в уровне обходных дорожек ванны - раздевальные с душевыми, комнаты инструкторов и медперсонала, зал подготовительных занятий. Па третьем этаже - трибуны для зрителей. Возможно создание внутреннего двора.

3. Периметральный тип - обслуживающие помещения размещаются с трех сторон или по всему периметру основного зала. Входная группа помещений организуется в одном из торцов корпуса. Блоки раздевальных помещений располагаются симметрично по обеим сторонам зала, а детская ванна - над входной группой. В про­тивоположном торце - зал подготовительных занятий, методический кабинет, медпункт, комната отдыха. На третьем этаже вход на трибуны.

4. Блочный тип - залы универсальной, учебной и детской ванн представлены отдельными блоками, объединенными общими помещениями.

 

 

Рис. 31. Схемы расположения ванн и трибун:

а-е – бассейны с одной ванной; ж - бассейн с двумя ваннами з-л - бассейн с тремя ваннами; м- бассейн с прыжковыми устройствами под углом 45 градусов к фронту трибун

Стадия эскиза. Разработка объемно пространственного решения, конструктивного решения и художественных аспектов плавательного бассейна.

Существуют множество методов проектирования архитектурных объектов, самый распространенный метод проектирования имеет следующую последовательность -- это выбор места, в системе города, разработка генплана, поиск и комбинирование на плоскости помещений в плане, с учетом функции происходящей внутри здания, потоков людей, затем коррекция плана позволяющая вписаться и отвечать различные нормативные требования. Следующий этап, поднятия вверх стен, подбор конструкции перекрытия, пропорционирование объекта в целом и добавления каких либо деталей. Мы пытаемся начинать первые этапы проектирования с грубого, чернового макета. Это дает большую свободу комбинаторным операциям Это связано не только с художественными аспектами, но и с функциональными и конструктивными. Например, проектирование еще более пространственно сложного объекта - химического завода. Здесь без макета не обойтись вовсе. Даже сверх современные 3Д компьютерные технологии оказываются бессильны, так как в итоге все проецируется на 2Д монитор и теряется наглядность и пространственно зрительный охват. Поиск в макете упрощает видение и понимание задачи проектирования объекта архитектуры в целом, в комплексе сразу многих параметров.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: