double arrow

Работа на местности. Крестьянский дом


У многих есть родня в деревне, которая знает больше об истории семьи, чем переехавшие в город. Если удалось доехать до дальних родственников, с чего начать знакомство и расспросы? Поможет анкета, которая приводится выше, и главное правило — никогда не задавать вопрос так, чтобы на него можно было ответить односложно. Правильно задавать вопрос, это начинать историю, тем самым предлагая собеседнику ее закончить.

Неправильно: «В жизни были интересные ситуации, истории?». Ответ наверняка будет «Всякое бывало», особенно у пожилых людей.

Правильно (например, идет рассказ про жизнь в колхозе): «А сколько колхоз вам платил? А от чего зависела зарплата? А отпуски бывали? А дом вы сами себе строили?». Чем конкретнее вопрос, тем более развернутым будет на него ответ.

После интервью, работы с фотографиями, рекомендую посмотреть, есть ли в доме книги, потому что там могут лежать какие-то бумаги, которые могут быть интересны. Очень часто сельские люди могут не знать, что какая-то старая трудовая книжка может быть интересна хоть кому-то, и это затрудняет работу, но, с другой стороны, как правило, они имеют привычку держать все бумаги вместе.




Нужно залезть во все темные углы дома, в которые дадут доступ, может быть, кроме подпола и подвала, там вряд ли что будет, а вот зато на чердаке может ожидать много интересных открытий.

Мир русской деревни — это исчезнувшая цивилизация. Его больше нет, нет его уже лет 20-25. Он начинается с церкви, вне зависимости от того, сохранилась она или нет. Чтобы его восстановить, в конкретной деревне, важной для исследования рода, придется собирать информацию по крупицам. Конечно, по всем пунктам пригодятся фото.

· Важно посетить местную церковь или хотя бы место, где она стояла. Это очень важное место, место, где крестили, венчали и отпевали.

· Посетить местное кладбище. Пригодиться небольшой хозяйственный инвентарь, и, если кладбище большое, родственники – для ухода за старыми могилами, которые еще можно идентифицировать.

· В местной конторе (сельсовете) могут сохраниться похозяйственные книги. По закону это не имеют право делать, но в деревнях люди больше знают друг друга и могут пойти на встречу.

· Посетить местную школу и библиотеку. Там, как правило, долгое время работают одни и те же люди, которые к тому же интересуются историей своего края, они могут рассказать много интересного.

· Зайти в гости к старожилам, как правило, в деревне это не сложно, задать вопросы о своей семье. Чем жизнь в деревне отличалась от жизни в городе, или как правильно задавать вопросы:

Как звали «по—уличному»?

В русской деревне, наряду с традиционными фамилиями, которые появились достаточно поздно (в некоторых деревнях вообще только при советской власти, в 1930-х годах) существовало прозвище каждой семьи «по-уличному». Такое было всегда, и потому в 1930-х годах многие люди в деревнях неожиданно начинают менять фамилию, которая использовалась в метрических записях до революции на свои «уличные» прозвища. Это делалось тогда, когда люди получали паспорта для выезда в город, с целью «маскировки» своего прошлого или просто с целью того, что им не нравилось, как звучит их фамилия, которую записывали в метриках.



«Имидж» семьи

У каждой семьи в деревне всегда был свой «имидж», который пошел со старых времен. Одни считались хорошими «певунами», о других говорили, что они «бешеные», о третьих ходила дурная слава, — да мало ли что. Например, моя семья всегда имела славу хороших и веселых певцов, люди считались веселого, компанейского, но, вместе с тем, и нервного нрава.

В деревне тоже есть свои кварталы!

Одна часть деревни может называться, скажем «Горка», другая «Лавы», третья «Лазаревы кусты». Эту местную топонимику (от др.-греч. τόπος — место и ὄνομα — имя) знают только местные люди.

Кстати, онаможет быть крепко связана с тем, почему дом предков стоит именно на том месте, на котором стоит. Может быть, «колхоз так выделил землю», «раньше на этом стоял старый дом» да и много других, интересных причин.

· Другие важные места в каждой деревне — это места

а) где ходили купаться на речку

б) где полоскали белье, когда еще не было стиральных машин



в) колодец — как правило, это было и место встреч

г) въезд в деревню. Интерес в тот, что он мог меняться, скажем, сейчас деревня начинается на этом месте, а до этого она начиналась на полкилометра раньше.

· Когда престольный праздник деревни? Престол — это был своеобразный «день» деревни или села. Он всегда был приурочен ко дню конкретного святого, и как правило, того, кому посвящена местная церковь, но не всегда!

· Как вообще отмечались праздники? Свадьбы, рождения, похороны? Похороны вообще в каждой деревне проходили по-разному.

На что еще стоит обратить внимание?

Местный диалект. Какие странные слова употребляют местные? В разном регионе до сих пор такие слова сохранились, а раньше они существовали повсеместно (но говорить так считалось «по-деревенски», вот почему эта манера очень активно «разрушалась». Например, на Кубани абрикосы называют жердела, во многих регионах клубнику — викторией (!), а в названии грибов вообще огромный разброс, одинаково их не называют нигде.

Местные блюда. Не совсем блюда, конечно, но своя, особая манера готовить какие-либо пирожки, каши и т. д.

 
 

Фото автора.село Филатово Обоянского района Курской области. Такие пироги с маком я видел только в Обоянском районе Курской области, откуда мои предки со стороны матери







Сейчас читают про: