Нравственность - степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.
Этапы нравственного поведения:
1. человек не совершает дурных поступков, так как боится наказания
2. ----------------------------------------------------, так как дорожит мнением других людей
3. ----------------------------------------------------, так как его поведение определяется определёнными принципами.
Духовность -обращённость человека к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.
Альтруизм- бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей другого человека. Ввел понятие Конт. «Живи для других».
Мировоззрение
Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов.
Оно может быть присуще как отдельному человеку, так и общностям людей. Оно всегда исторично.
Роль мировоззрения:
1. даёт ориентиры для практической и теоретической деятельности.
|
|
2. позволяет понять какие методы нужно использовать для достижения цели. Декарт: «хромой с фонарём быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте».
3. позволяет определить истинные ценности жизни.
Исторические типы мировоззрения:
1. мифологическое
2. религиозное
3. философское
4. научное
Формы мировоззрения:
1. мироощущение - эмоциональный опыт человека
2. мировосприятие - интеллектуальный опыт человека
Уровни мировоззрения:
1. жизненно-практический - не систематичен, базируется на здравом смысле и повседневном опыте
2. теоретический - опирается на достижения наук и оперирует логическими доказательствами
Типы мировоззрения:
1. обыденное (житейское) и научное
2. прогрессивное и реакционное
3. оптимистическое и пессимистическое
4. религиозное и атеистическое
5. теоцентризм(приоритет Бога), природоцентризм, антропоцентризм(человека), социоцентризм, наукоцентризм. Фундаментализм- религиозный фанатизм.
6. 6. Гуманистическое
- человек, как часть природы ответственен за её сохранность
- бережное отношение к человеческой жизни
- физическое и нравственное здоровье человека
- признание равноправия различных мировоззрений
- достоинство личности
- созидательный труд на благо общества
- доброжелательные отношения между людьми
Наука и образование
Наука - особая система знаний
- система специфических организаций с работающими в них людьми (НИИ)
- особый вид деятельности, система научных исследований.
Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
|
|
Функции науки:
1. теоретико- познавательная - проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний
2. культурно-мировоззренческая
3. практически –деятельностная -участие в преобразующей деятельности
4. 4. социальная
-исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития
-управление процессами социального развития(разработка концепций, формулирование законодательных актов)
- определение путей и способов практического использования добытых знаний - превращение науки в производительную силу общества
1. производственная
2. прогностическая
Классификация наук:
По предмету познания
1. естественные - позволяют раскрыть структуру материального мира (физика, химия, математика)
2. общественные - поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей(социология, экономика, обществознание)
3. гуманитарные - дают описательно-оценочные характеристики(философия, история)
4. технические - служат практическим целям(радиоэлектроника, химия полимеров)