Коммуникация - односторонний процесс передачи информации (телеграмма)
Общение как взаимодействие.
Виды общения:
по средствам
1. вербальное. Коммуникатор-сообщение-реципиент.
2. невербальное (жесты, мимика, пантомимика(позы), паралингвистическая система (качество голоса, диапазон, тональность),экстралингвистическая система (паузы, темп речи, эмоции).
1. Непосредственное – с помощью естественных органов – рук, головы, голосовых связок
2. Опосредованное – с помощью специальных приспособлений – газета, компакт – диск
1. Прямое – личные контакты и непосредственное восприятие друг друга
2. Косвенное – через посредников
По субъектам
1. между реальными партнерами
2. между реальным и иллюзорным партнером (человек-животное, игрушки)
3. между реальным и воображаемым партнером (человек -внутренний голос)
4. между воображаемыми партнерами (герои книг)
Участники общения:
1. доминантный (активный, авторитарный, не умеет слушать)
2. недоминантный (нерешительный, нуждается в похвале)
|
|
1. мобильный (легко переключается с темы, отвлекается, множество идей)
2. ригидный (основателен, вдумчив)
1. экстраверт (на других)
2. интраверт
Формы общения:
1. служебное (деловое)
2. повседневное (бытовое)
3. убеждающее
4. ритуальное(этикет)
5. межкультурное
6. развлекательное(досуговое)
Общение как понимание.
Механизмы социальной перцепции - способы, посредством которых люди воспринимают, понимают и оценивают друг друга.
Виды механизмов:
1. внешний вид
2. эмпатия - умение понять и почувствовать другого.
Формы эмпатии:
- повторение (плач 1 ребенка в ответ на плач другого)
-переживание
-сопереживание (откликнуться на чувство другого)
1. аттракция- возникновение положительных чувств по отношению к другому
2. казуальная атрибуция -приписывание причин поведения другим людям.
- личностная (причина конкретный человек-ваза упала, т.к. плохо поставил)
- обстоятельственная- ваза упала, т.к. был ветер)
- стимульная (причина-предмет, ваза упала т.к. плохо стояла)
1. индентификация - уподобление себя другим (Холмс который ставит себя на место преступника)
2. рефлексия- самовосприятие собственных действий и их влияния на других людей
3. стереотип
Виды стереотипов:
- идолы рода- под влиянием общественного мнения (Петросян-жизнерадостный человек)
- идолы пещеры- под влиянием общения (эффект края)
- идолы рынка- под давлением авторитетов (фальсификация истории)
Роль общения в жизни общества:
1. дает знания об окружающем мире
2. передача знаний
3. усвоение социальных норм
4. способ взаимодействия
5. помогает развитию понимания
6. оценка других людей
|
|
7. развитие личности
8. самооценка
Познание
Знание в узком смысле - любого рода информация.
Знание в широком смысле - подтвержденная научными средствами информация.
Знание - проверенный практикой результат познавательной деятельности.
Бэкон «Знание-сила».
Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Гносеология - учение о познании.
Онтология - учение о бытие.
Бытие - мир вокруг нас.
Субъект познания - познающий человек
Объект
Субъект и объект могут совпадать.
Познание может быть произвольным (ожог) и организованным.
Виды познания:
1. 1. чувственное
В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.
Формы чувственного познания:
1. Ощущение - отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол - холодный)
2. Восприятие - целостный образ предмета (стол - холодный, гладкий, теплый)
3. Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (с закрытыми глазами)
Ученые считающие основным источником знаний чувственный опыт - эмпирики (Беркли, Юм, Бэкон, Мах).
Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк)
Особенности чувственного познания:
- отражает только признаки предметов
- пассивное, человек не способен изменить чувства(холодное это холодное)
- нельзя постичь сущности предметов и их свойств
1. 2. рациональное
Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение
Формы рационального познания:
1. Понятие - мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул- мебель; классификация)
2. Суждение - форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. (Муха-насекомое)
3. Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит она летает).
- индукция - от частного к общему
- дедукция - от общего к частному
- аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах
Ученые, считающие основным источником знаний разум - рационалисты (Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
Особенности рационального познания:
- имеет обобщенный характер
- носит абстрактный характер
- активно и целенаправленно
- связано с речью