Общение как способ передачи информации

Коммуникация - односторонний процесс передачи информации (телеграмма)

Общение как взаимодействие.

Виды общения:

по средствам

1. вербальное. Коммуникатор-сообщение-реципиент.

2. невербальное (жесты, мимика, пантомимика(позы), паралингвистическая система (качество голоса, диапазон, тональность),экстралингвистическая система (паузы, темп речи, эмоции).

1. Непосредственное – с помощью естественных органов – рук, головы, голосовых связок

2. Опосредованное – с помощью специальных приспособлений – газета, компакт – диск

1. Прямое – личные контакты и непосредственное восприятие друг друга

2. Косвенное – через посредников

По субъектам

1. между реальными партнерами

2. между реальным и иллюзорным партнером (человек-животное, игрушки)

3. между реальным и воображаемым партнером (человек -внутренний голос)

4. между воображаемыми партнерами (герои книг)

Участники общения:

1. доминантный (активный, авторитарный, не умеет слушать)

2. недоминантный (нерешительный, нуждается в похвале)

1. мобильный (легко переключается с темы, отвлекается, множество идей)

2. ригидный (основателен, вдумчив)

1. экстраверт (на других)

2. интраверт

Формы общения:

1. служебное (деловое)

2. повседневное (бытовое)

3. убеждающее

4. ритуальное(этикет)

5. межкультурное

6. развлекательное(досуговое)

Общение как понимание.

Механизмы социальной перцепции - способы, посредством которых люди воспринимают, понимают и оценивают друг друга.

Виды механизмов:

1. внешний вид

2. эмпатия - умение понять и почувствовать другого.

Формы эмпатии:

- повторение (плач 1 ребенка в ответ на плач другого)

-переживание

-сопереживание (откликнуться на чувство другого)

1. аттракция- возникновение положительных чувств по отношению к другому

2. казуальная атрибуция -приписывание причин поведения другим людям.

- личностная (причина конкретный человек-ваза упала, т.к. плохо поставил)

- обстоятельственная- ваза упала, т.к. был ветер)

- стимульная (причина-предмет, ваза упала т.к. плохо стояла)

1. индентификация - уподобление себя другим (Холмс который ставит себя на место преступника)

2. рефлексия- самовосприятие собственных действий и их влияния на других людей

3. стереотип

Виды стереотипов:

- идолы рода- под влиянием общественного мнения (Петросян-жизнерадостный человек)

- идолы пещеры- под влиянием общения (эффект края)

- идолы рынка- под давлением авторитетов (фальсификация истории)

Роль общения в жизни общества:

1. дает знания об окружающем мире

2. передача знаний

3. усвоение социальных норм

4. способ взаимодействия

5. помогает развитию понимания

6. оценка других людей

7. развитие личности

8. самооценка

Познание

Знание в узком смысле - любого рода информация.

Знание в широком смысле - подтвержденная научными средствами информация.

Знание - проверенный практикой результат познавательной деятельности.

Бэкон «Знание-сила».

Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Гносеология - учение о познании.

Онтология - учение о бытие.

Бытие - мир вокруг нас.

Субъект познания - познающий человек

Объект

Субъект и объект могут совпадать.

Познание может быть произвольным (ожог) и организованным.

Виды познания:

1. 1. чувственное

В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.

Формы чувственного познания:

1. Ощущение - отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол - холодный)

2. Восприятие - целостный образ предмета (стол - холодный, гладкий, теплый)

3. Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (с закрытыми глазами)

Ученые считающие основным источником знаний чувственный опыт - эмпирики (Беркли, Юм, Бэкон, Мах).

Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк)

Особенности чувственного познания:

- отражает только признаки предметов

- пассивное, человек не способен изменить чувства(холодное это холодное)

- нельзя постичь сущности предметов и их свойств

1. 2. рациональное

Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение

Формы рационального познания:

1. Понятие - мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул- мебель; классификация)

2. Суждение - форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. (Муха-насекомое)

3. Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит она летает).

- индукция - от частного к общему

- дедукция - от общего к частному

- аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах

Ученые, считающие основным источником знаний разум - рационалисты (Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

Особенности рационального познания:

- имеет обобщенный характер

- носит абстрактный характер

- активно и целенаправленно

- связано с речью


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: