Стилистические фигуры. Их виды

Стилистические фигуры. Для оживления речи, придания ей эмоциональности, выразительности, образности употребляют приемы стилистического синтаксиса; фигуры:

Антитеза – прием сопоставления противоположных явлений и признаков: Велик телом, да мал делом. На голове густо, да в голове пусто. Антитеза основана на применении антонимов. Названия многих произведений используют антитезу: «Война и мир», «Толстый и тонкий».

Инверсия – изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью: Как бы трудно ни было, сделать это должны мы.

Оксюморон – употребление слов, противоположных по смыслу, в одном словосочетании (одно слово подчиняется другому): великолепный мерзавец, живой труп, жаркая зима.

Повтор применяется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма.

Если повтор используется в начале нескольких предложений, это анафора (греч. единоначатие): Л. Леонов о Грибоедове: «Естькниги, которые читаются, естькниги, которые изучаются терпеливыми людьми; естькниги, что хранятся в сердце нации. Мой освобожденный народ высоко оценил благородный гнев «Горя от ума» и, отправляясь в дальний и трудный путь, взял эту книгу с собой…».

Повтор в конце фразы – эпифора: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?».

Лексические нормы. Условия успешного выбора слова

Слово должно воздействовать на адресата, должно быть направлено на достижение взаимопонимания между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим), что и составляет суть языкового общения.

Литературные нормы словоупотребления связаны с точным выбором слова как со стороны его значения, так и со стороны его принадлежности к определенному стилю.

Лексическая система, по мнению исследователей, плохо поддается упорядочиванию, т.к. в настоящее время очень бурно происходят изменения в материальной и духовной жизни людей.

Издание новых словарей и переиздание старых отстают от этих процессов, и в отдельных случаях понятие лексической нормы «размывается».

Языковая культура в области словоупотребления предполагает правильность, а значит – успешный выбор слова.

Условия успешного выбора слов:

– Богатство лексического запаса в речевой памяти человека.

– Постоянное пополнение словарного запаса, преобладание широкого спектра употребляемых слов над пассивным словарным запасом.

– Натренированный механизм поиска слова, выбора и оценки выбранного слова (не использовать случайных слов).

– Критический самоанализ в итоге речи.

Для того чтобы эти условия превратились в умения, необходим сознательный выбор слова: психологическая установка, осознанная цель, наличие словарей, выработка потребности пользоваться ими, редактирование текстов – своих и чужих.

Успешный выбор слова могут затруднять различные причины, и среди них – незнание значения (или точного значения) слов, чаще всего – лексических неологизмов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: