Материал для практических занятий

Задание 1. Определите, какими языковыми средствами достигается непринужденность, естественность речи в статье В. Пескова из рубрики «Окно в природу».

…Сколько радости наблюдать лису, не угрожая лишить ее жизни! Помню, подъехал на лыжах к речному обрыву. Под ним на припеке, в затишье, на оголенном мартовским солнцем песочке спала лисица. Я глядел на нее сверху вниз не меньше минуты и хлопнул в ладоши. Лиса взвилась кверху, подобно стальной пружине, и полетела, оглянувшись только у спасительных зарослей.

Был еще случай, со спутницей мы вышли из леса к опушке полюбоваться вечерней зарей. Из-под полога сосен мы вдруг увидели: и лиса, сидя столбиком, наблюдает зарю. Потом изящно, как манекенщица, она пошла по стерне, прислушиваясь и оглядываясь. Она нас почуяла, на мгновение замерла и бросилась наутек, но не в поле, а в нашу сторону под прикрытие леса.

Взрослые лисы приручаются плохо. Они всегда злобные, всегда готовы цапнуть за руку или за ногу, используют любой случай вырваться на свободу. Малыши же приручаются превосходно.

На Камчатке мы с другом наблюдали выводок лис, прибегавших на звуки лодочного мотора. Они знали: будут вытаскивать сеть – им обязательно что-то достанется. Схватив рыбу, лисята скрывались в кустах. Однажды мы попросили рыбаков не кормить попрошаек, а когда лодка ушла, у кромки воды положили большого лосося. Поколебавшись, лисята кинулись им завладеть. Но добыча была непосильно тяжелой. Унести ее было нельзя, и лисята попытались рыбу утащить по земле. Они делали это с таким азартом, что снимали мы их с двух-трех шагов.

Заметим: все это было в дикой природе. А взрослеющие в неволе лисята становятся вовсе покладистыми и ласковыми. Воспитание в неволе гасит даже инстинкты хищника. У меня есть несколько фотографий, где лиса сидит среди кур. В Калининградском зоопарке я видел лисицу в одном вольере с небольшим петушком.

И случай – для окончания этой беседы. Во Владимирской области я однажды увидел почти сказочную картину. Идет с ружьем охотник в лесу, а рядом вместо собаки бежит лисица.

Задание 2. Ниже даются примеры двух аннотаций к монографиям. Укажите характерные особенности композиции и стиля аннотации; напишите аннотацию к монографии по языку или литературе.

1. АННОТАЦИЯ.

Ганшмахер В.Ф., Левинсон И.Б. Рассеяние носителей тока в металлах и полупроводниках.– М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984.– 380 с.

В книге описываются механизмы рассеивания электронов и дырок в нормальных металлах, полуметаллах и полупроводниках на фотонах, примесях, дислокациях и поверхности. Рассмотрено рассеяние с переворотом спина, а также рассеяния в условиях сложной зонной структуры и квантования уровней в магнитном поле. Обсуждаются эксперименты, демонстрирующие отдельные механизмы рассеяния и позволяющие измерять соответствующие времена релаксации. Книга построена на концепции пробной частицы, времена релаксации которой содержат информацию, достаточную для качественного понимания кинетики и полуколичественных оценок кинетических коэффициентов.

2. АННОТАЦИЯ.

Тахтаджян Л.А., Фадеев Л.Д. Гамильтонов приход в теории солитонов.– М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1986.– 526 с.

Посвящается одному из наиболее активно развивающихся направлений современной математической физики – теории солитонов – методу обратной задачи. Проводится полное и систематическое изложение основ метода обратной задачи гамильтоновой точки зрения, что позволяет связать воедино различные аспекты теории. Основные понятия теории солитонов вначале излагаются на избранном примере нелинейного уравнения Шредингера и лишь затем вводятся в общем виде.

Для специалистов математиков и физиков-теоретиков, а также для студентов математических и физических факультетов университетов.

Ил. 3. Библиогр. 394 назв.

Рецензент: академик С.П. Новиков.

Задание 3. Отметьте в данных текстах стандартизированные словесные обороты, характерные для деловой речи:

Настоящим сообщаю согласие на применение выпускаемого нашим предприятием счетно-решающего устройства в разрабатываемой Вами аппаратуре. Договор на поставку оформляется в обычном порядке.

На ваш запрос о трубке для регистрации сигналов с частотой 10 гц предлагаю применить выпускаемую нашим предприятием СЧУ 16 Т 036-К.

Задание 4. Укажите различные тропы (метафоры, эпитеты, синекдохи, антономасии, сравнения, олицетворения, гиперболы, литоты, перифразы). Какова их стилистическая функция в речи? Дайте определение каждого из этих тропов.

1. Скука – это пост души, когда жизненные соки помышляют о высоком (А. Вознесенский). 2. Подарили, подарили золотое, как пыльца. Сдохли б Вены и Парижи от такого платьица! (А. Вознесенский). 3. И я шепчу безумные желанья, и лепечу безумные слова (А. Фет). 4. Соловьем залетным юность пролетела, Волной в непогоду Радость прошумела (А. Кольцов). 5. Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазанное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева (И. Тургенев). 6. И как ремень с латунной пряжкой на бражном, как античный бог, на нежном мерине дремавшем присох осиновый листок (А. Вознесенский). 7. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен… (А. Пушкин). 8. Пусть порой мне шепчет синий вечер, Что была ты песня и мечта… (С. Есенин). 9. По голубой долине, меж телок и коров, Идет в златой ряднине Твой Алексей Кольцов, в руках – краюха хлеба, Уста – вишневый сок. И вызвездило небо пастушеский рожок (С. Есенин). 10. Гори, звезда моя, не падай. Роняй холодные лучи. Ведь за кладбищенской оградой Живое сердце не стучит (С. Есенин). 11. Впрочем, не то еще было! И не одни господа, Сок из народа давила Подлых подьячих орда (Н. Некрасов) 12. Любил плеск Невы твоей В вечерней тишине, И эту площадь перед ней с героем на коне… (В. Некрасов) 13. Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь (М. Исаковский). 14. Ему рукоплескал Париж (Д. Фролов). 15. Мы все глядим в Наполеоны (А. Пушкин). 16. В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский). 17. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (В. Некрасов). 18. Но женщина мчится по склонам, как огненный лист за вагоном… (А. Вознеснский). 19. Они уходят медленно и странно, шагами маленькими по ступеням лет (Е. Евтушенко). 20. Когда взошло твое лицо над жизнью скомканной моею, вначале понял я лишь то, как скудно все, что я имею. Но рощи, реки и моря оно особо осветило и в краски мира посвятило непосвященного меня (Е. Евтушенко). 21. Сквер величаво листья осыпал. Светало. Было холодно и трезво (Е. Евтушенко).

Задание 5. Произведите стилистический анализ текста: охарактеризуйте речевую ситуацию и задачи высказывания; перечислите основные стилевые черты, укажите языковые средства, с помощью которых эти стилевые черты реализуются в данном тексте.

А у нас… обрати внимание: у нас, если баба пошла по воду, она никогда дом не запирает – зачем? Приткнет дверь палочкой, и все: сроду никто не зайдет. Уж на что цыгане – у нас их полно – и то не зайдут: мы их так приучили. Да кого! Вы вот возьмите: у нас один вор есть… – Вор?! – Вор! Мы все про него знаем, что он вор, он уже раз пять сидел за это дело. А у нас одна заслуженная учительница живет, орден имеет.. И этот вор натурально пришел к ней и говорит: «Пусти пожить недели две». А он у нее учился когда-то.. в первом классе, что ли. Он вообще-то детдомовский, а она, видно, работала там. Да. «Пусти, - говорит, - пару недель пожить, пока не определюсь куда-нибудь». Пустила?- Пустила! Ну, думаем, и обчистит же он ее! Жалели даже старушку. Дело в том, что у них такой закон есть: где живешь, там не воруй. Да, да.- Не обчистил?- Не! Ни-ни, ни волоска не взял!- Это странно все же.. Плевали они на такие законы! У меня прошлый год стожок сена увезли, змеи ползучие… - это такие, что ли! Это уж наш брат кто-нибудь, свои. На кой ему черт сено, урке? (В. Шукшин).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: