Часть 2. Крещение вне Православной Церкви

Вопрос: чувствуют ли инославные христиане духовное изменение в себе после крещения, совершённого там, в инославии?

Я однажды задал этот вопрос своему другу, Анатолию М., бывшему баптистскому диакону, обратившемуся в православие. Прежде чем привести его ответ, хочу заметить, что Анатолий, став православным, начал относиться к баптистам крайне негативно – чуть ли не с ненавистью; говорил, что баптисты, мол, людей от Христа отвращают. В общем, занял в их отношении крайне жёсткую позицию. И вот я спросил его, чувствовал ли он что-то благодатное, когда принимал крещение у баптистов? Он сказал: «Да, конечно, так хорошо тогда было на душе, я прямо как на крыльях летал. Это было настоящее крещение». (А между тем, присоединяясь к Православию, потребовал от священника, чтобы тот присоединял его первым чином – через крещение…)

Ещё один мой друг, бывший баптистский проповедник, Николай М., ныне православный диакон (в отличие от Анатолия, ни малейшей неприязни к баптистам не испытывающий), говорил мне: «Я наблюдал за новообращёнными баптистами, и явно было видно, что они после крещения становились другими людьми – казалось, от них какой-то свет исходит. Это просто какое-то чудо было. Но проходило время, и они постепенно потухали и становились как все в общине – люди как люди».

Я сам с новообращёнными инославными знаком не был, и не могу тут ничего сказать, но помню впечатление, которое произвело на меня общение с одной пожилой женщиной, крестившейся в Православии. Я разговаривал с ней через несколько часов после её крещения, и хорошо помню это необыкновенное чувство, – словно от человека исходит какой-то тихий и ровный свет, который, кажется – ещё немного, – и станет виден физически. Эту женщину я хорошо знал, и видел, что в день крещения она превратилась совершенно в другого человека. А через некоторое время она «потухла» и стала «как все» – собой прежней. Более десяти лет прошло с тех пор, и больше ни разу я не видел её в подобном состоянии (а я вижусь с ней часто). [*]

------------
[*] Надо заметить, она после крещения ни в каких церковных таинствах не участвовала – ни исповедь, ни причастие, ничего; да и в церковь ходит только на Пасху (яйца с куличами посвятить). А вот ДО крещения у неё было прямо какое-то религиозное пробуждение – и на Богослужения ходила, и книги читала; помню, начитавшись «Откровенных рассказов странника», даже просила у меня Добротолюбие (я, правда, не дал). Когда она сказала мне, что хочет креститься, я попробовал было уговорить её не торопиться с этим – подготовиться получше, но она так рвалась ко крещению, что не стала откладывать…
------------

На основе всего вышесказанного, я думаю, можно сделать вывод, что крещение для того, кто принимает его с настоящей верой, служит дверью, через которую в его душу входит божественная благодать – даже если крещение совершено и вне Православной Церкви. Но любой человек, просветившийся благодатью после крещения, неизбежно «потухает» (это происходит и с инославными, и с православными), а дальше… а дальше у каждого уже свой путь: или так и прожить всю оставшуюся жизнь, угасшим или снова просветиться благодатью (а потом снова угаснуть и снова просветиться и т.д.).

В Православной Церкви для просвещения угасших после крещения душ человеческих существуют другие таинства, другие «двери» (покаяние, которое называют «воззванием крещения», причастие, елеоосвящение). А вот в инославии, особенно, в протестантизме, тут уже проблема. Что делать, например, баптисту, который духовно просветился после крещения и потом ощутил, что всё в его душе угасло? Снова креститься? Или просто молиться Богу о возвращении утраченного состояния? (Но если просто молитва способна просветить душу, то к чему были эти священнодействия, описанные в Деяниях, – крещение, возложение рук?Зачем Пётр с Иоанном отправлялись к самарянам, если тем достаточно было всего лишь помолиться и, таким образом, принять Духа Святого?)

Впрочем, что касается именно баптистов, то, надо полагать, если кто-то из них и чувствует благодатное просвещение после крещения, то вовсе не со всеми это у них происходит. Иначе откуда бы взялось в баптизме мнение, что крещение – вообще не таинство, а простой обряд, никакой благодати не доставляющий?

У баптистов по этому вопросу идёт борьба мнений. Общепринятая, изначальная точка зрения, заимствованная от Кальвина и Цвингли, в том, что крещение – просто формальность, совершаемая человеком, уже получившим благодать через покаянную молитву. Но есть и другая – вполне православная – точка зрения: некоторые баптисты считают, что благодать подаётся от Бога именно через крещение. (Позицию этого течения в баптизме отражает, например, интереснейшая книга Джека Котрелла «Крещение.Что говорит о нём Библия», вышедшая на русском языке в издательстве «Протестант», в 1993 г.)

Мне так кажется, что возникшая в начале Реформации точка зрения на крещение как на пустую, безблагодатную формальность, была основана на личном опыте многих протестантов. Видимо, они чувствовали некое просвещение души после обращения к Богу в молитве и покаянии, а потом, когда после этого принимали крещение – никакого просвещения более не ощущали; и сделали из этого вывод, что крещение, в принципе, безблагодатно. А уж подогнать аргументацию под основанный на личном опыте вывод – это легко…

Но у кое-кого из протестантов, видимо, был иной личный опыт, а соответственно ему – и другой взгляд на само крещение.

Предвижу, что мне могут возразить православные читатели: никакого благодатного крещения вне Православной Церкви нет и не может быть. Я бы и сам 15 лет назад сказал именно это. Но чтобы убедиться в ошибочности такого мнения, не надо лезть ни в какие экуменические дебри – достаточно открыть 2-ой том св. Игнатия Брянчанинова и прочесть там «Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу», раздел 5-ый, «О состоянии поискуплении человека». Там приводится история мученика Генесия, пострадавшего при Диоклетиане. Генесий был языческим актёром, играл в сатирической антихристианской постановке, где изображал больного, желающего принять христианское крещение. Два актёра, изображающие христианских священника и заклинателя, совершили над ним имитацию обряда крещения, – и в этот момент на Генесия сошла божественная благодать, и он, только что кощунственно насмехавшийся над таинством крещения, действительно, получил христианское крещение и стал христианином.

Св. Игнатий называет этот случай событием величайшей важности. Приводит он его из не издававшейся на русском языке «Церковной истории» Флери (кн. 8, гл. 49).

Аналогичный случай произошёл с пострадавшим при Юлиане Отступнике мучеником Порфирием, тоже языческим комедиантом, крещённым на сцене и также пережившем духовное возрождение после такого крещения (см. Жития Святых св. Димитрия Ростовского, 15-е сентября).

Это, конечно, исключительные случаи, но кто может с уверенностью утверждать, что подобных исключений не было в инославной среде – там, где отрицается благодатность крещения. Если даже кощунственная имитация крещения вне Церкви хотя бы два раза в истории дала такой результат, то что же говорить о том, если кто-то вне Православия с искренней верой (а не кощунственно) совершает обряд крещения…

Мученик Генесий говорил, что в момент крещения на сцене он увидел явившихся ангелов, которые сказали ему, что все грехи его прощены. И если уж ангелы не постыдились присоединиться к имитирующим крещение языческим актёрам, то почему бы им не присоединиться подобным образом и к совершающим крещение баптистам или другим инославным христианам?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: