Система налогов и сборов РФ. Установление налогов и сборов

Категория «система налогов и сборов» появилась в российском законодательстве сравнительно недавно – с принятием в 1998 году первой части НК РФ. Действовавший до этого Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» использовал иную категорию – «налоговая система».

Когда говорят о налоговой системе, имеют в виду, прежде всего, организационно-правовые основы налогообложения, то есть,

во-первых, государственные и муниципальные ораны, устанавливающие режим налогообложения (речь идет о представительных органах, наделенных законодательными полномочиями, а также об органах исполнительной власти, реализующих делегированные им полномочия по принятию нормативных правовых актов в сфере налогообложения);

во-вторых, налоговую администрацию – налоговые органы, на которые возложено обеспечение соблюдения налоговой обязанности всеми налогоплательщиками и непосредственная реализация налоговой функции государства;

в-третьих, нормативно-правовую основу налогообложения, или иными словами – различные источники налогового права;

в-четвертых, саму систему налогов, взимаемых на территории данного государства.

Т.о., налоговая система и система налогов соотносятся как целое (налоговая система) и его часть (система налогов). Уход от расширительного понятия налога, в котором объединялись все многочисленные обязательные платежи фискального характера (ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ»), и дифференциация обязательных платежей фискального характера, разграничение налогов и сборов (ст. 8 Налогового кодекса РФ) привели к тому, что понятие «система налогов» было заменено на «система налогов и сборов».

Система налогов и сборов представляет собою своего рода «инвентарный список» фискальных платежей, установленных и взимаемых на различных уровнях – общегосударственном (федеральном), региональном и муниципальном.

Конкретное количество налогов, устанавливаемых в рамках национальной системы налогов, зависит от ряда обстоятельств, среди которых господствующими являются экономические расчеты и резоны, кроме того учитываются текущая налоговая, торговой, таможенной политика, ряд других социокультурных факторов – исторические традиции, уровнь налоговой культуры и правосознания населения и т.д.

Система налогов и сборов – динамичная экономико-правовая категория. Налоги учреждаются, трансформируются и отменяются. И все это происходит в соответствии с целями и задачами текущей налоговой и финансовой политики.

Есть «стабильные» налоги, которые взимаются в соответствии с предписаниями налогового законодательства не одно столетие; такие налоги, как правило, выполняют «стратегические» задачи налогообложения. Другие же налоги быстро появляются и вскоре «исчезают» из системы налогов и сборов, так как учреждались для реализации конкретных «тактических» целей. После достижения соответствующих целей такие налоги обычно отменяются. Российская практика налогообложения знает и случаи, когда отдельные налоги появлялись в законодательном акте, но вскоре отменялись, не будучи никогда «реализованными» на практике (например, экологический налог).

Действующая в РФ система налогов и сборов установлена НК РФ и строится в

соответствии с государственным устройством Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: