Канон преподобного Андрея на воскрешение праведного Лазаря

В каноне на воскрешение праведного Лазаря поэтическое дарование преподобного Андрея проявляется во всей силе и разнообразии. В этом пространном произведении дается пересказ евангельского повествования[l]. Преподобный Андрей с умилением говорит о слезах Христовых над Лазарем; Ему он усвояет трогательное обращение к Лазарю, расширяя евангельскую повесть. Иисус повелев, абие воскреси тя, – говорит преподобный Андрей в 3-й песни канона, – возгласив тебе: Лазаре, востани, гряди ко Мне [261]. Последнее выражение: гряди ко Мне, – показывает, какой живой и глубокой верой обладал преподобный песнописец для того, чтобы найти подобное выражение, означающее внутреннюю связь Создателя со Своим созданием. Не только: гряди вон (Ин. 11, 43), но и гряди ко Мне. Сколько любви и доверия здесь к человеку!

В этом же каноне приводится и речь самого Лазаря, который из глубины своего исповедания Христа и веры в Него повествует о том, что Христос вдохнул в него жизнь, воздвигл его мертва, и что он увидел Его свет. Это исповедание – воздвигл мя ecи мертва повелением Твоим [262] – повторяется Лазарем пять раз в заключение пяти тропарей 6-й песни канона. И речь воскрешенного мертвеца достигает сердца молящихся.

Но в этом удивительном (и так мало нам известном!) каноне мы слышим не только голос Создателя и воскрешенного из мертвых Лазаря, – здесь говорит и сам ад. Преподобный Андрей отводит этой беседе ада несколько тропарей 7-й песни. Молю тя, Лазаре, ад рече, востани, изыди от заклепов моих, – говорится в одном тропаре. О, что косниши, Лазаре; глаголет, гряди вон, зовет стоя Друг твой, – читаем в следующем. Что не востанеши, Лазаре, скоро, воззва из долу ад рыдая, – развивает дальше свою идею преподобный Андрей[263].

А в заключение в 9-й песни Преподобному хочется запечатлеть основное: помянуть Вифанию только потому, что в ней прослезился Создатель. Да поет чудо Вифаниа с нами, – пишет Преподобный в первом тропаре этой песни, – в ней бо прослезися Создатель. Дальше, естественно, излагается и самое чудо воздвижения от ада мертвого[264].

В этом каноне не опущена 2-я песнь, количество тропарей значительно и число их вместе с ирмосами составляет 70. Это в два с лишним раза превосходит число тропарей и ирмосов в канонах преподобных Космы и Иоанна Дамаскина, положенных на великие праздники. Исследователи творчества преподобного Андрея Критского видят причину того, что каноны его заменены творениями более поздних песнописцев, именно в этой излишней пространности его произведений. Возможно, что по той же причине устранены от наиболее торжественного чтения на утрени и положены на повечериях и трипеснцы преподобного Андрея. Это явление, несомненно, не может не вызвать сожаления, так как высокие качества трудов преподобного Андрея Критского в этих произведениях очевидны. В обителях, где устав богослужения сохраняется полностью, молящиеся на повечериях и читающие эти трипеснцы могут испытать на себе то сильное молитвенное влияние, которое оказывают эти произведения святого Андрея.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: