Песнотворческие труды Преподобного

Труды преподобного Феофана Начертанного, как было указано выше, представлены преимущественно в МИНЕЕ. Здесь есть его каноны: 1) пророкам; 2) Апостолам; 3) святителям; 4) преподобным; 5) мученикам и мученицам. Следует сказать, что Преподобный пишет каноны наиболее прославленным святым; его младший современник преподобный Иосиф Песнописец составляет каноны тем святым, которые не были воспеты преподобным Феофаном. Канон на Благовещение Пресвятой Богородицы до 6-й песни написан преподобным Феофаном, остальные песни принадлежат преподобному Иоанну Дамаскину. Преосвященный Филарет считал, что преподобный Феофан дополнил четверопеснец святого Иоанна Дамаскина[432], но профессор Е.И. Ловягин указывает, что преподобному Иоанну в этом каноне принадлежат только две последние песни[433].

Значительные труды положены святым исповедником на составление ОКТОИХА. Здесь известны его каноны: 1) святым Ангелам (на все восемь гласов и его же стихиры); 2) святым Апостолам (кроме 7-го гласа); 3) восемь канонов об усопших (по числу гласов; канон 6-го гласа наиболее известен и поется на погребении); 4) каноны Божией Матери в пяток, хотя они и не надписаны. Преосвященный Филарет Черниговский считает, что как минимум пять из этих канонов принадлежат Феофану[r][434].

В ТРИОДИ ПОСТНОЙ преподобному песнописцу принадлежат каноны 1) на утрени и повечерии Недели Православия; 2) в среду 4-й седмицы Великого поста; 3) в субботу ваий до 6-й песни (в дополнение к четверопеснцу преподобного Космы Маиумского); и, как указывает И. А. Карабинов, 4) канон в Неделю о блудном сыне[s]. В ТРИОДИ ЦВЕТНОЙ есть 1) канон преподобного Феофана на Преполовение Пятидесятницы; 2) Богородичные тропари в пасхальном каноне (которые обозначаются и как канон Богородице в 3-ю Неделю по Пасхе); и 3) канон Святому Духу на повечерии дня Пятидесятницы.

Таким образом, в Триодях каноны Преподобного приурочены к менее значительным праздникам, только в редких случаях он дополняет труды прославленных песнописцев святых Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского с тем, чтобы создать полные каноны. Особое положение занимает его канон в Неделю Православия, восстановление которого он лично праздновал в 842 году после освобождения из, по существу, пожизненного заточения. Нам представляется существенным рассмотреть перечисленные труды преподобного Феофана в связи с особенностями его жизни и исповедничества. А это требует поставить и по возможности решить ряд вопросов.

***

Как писал преподобный исповедник свои каноны, находясь почти всю свою жизнь в темницах или ссылках? Каким образом и откуда получал он необходимый материал о жизни святых, чтобы изобразить сущность их жития в тропарях своих канонов? Каковы были условия его творчества, как он получал возможность писать и как мог сохранять написанное, иногда значительное по размеру? Трудно ответить на все эти вопросы так, чтобы быть близкими к истине, но из скудных сведений о жизни преподобного Феофана можно получить некоторые факты, которые в известной степени дают ответ на возникающие вопрошания.

Из указаний современников видно, что преподобные узники Феофан и Феодор имели возможность посылать письма и получать ответы. Так, как сказано выше, они переписывались со святителем Мефодием. Таким же образом, по-видимому, страдалец Христов мог получать и необходимые ему материалы, пополнять сведения о жизни святых, каноны которым он писал. Таким же образом Преподобный мог и отсылать уже написанное, иначе при частых переменах мест ссылки, вызовах в Константинополь и подобном многие его произведения были бы утрачены или сохранились бы лишь частично.

Следует вспомнить упоминание в житии о том, что преподобные братья в юности получили хорошее образование в родительском доме и существенно дополнили его в обители преподобного Саввы. Полученный тогда запас сведений и знаний мог быть для преподобного песнописца хорошим основанием в его литургических трудах, пополняясь новыми данными только в отдельных случаях. Этим, может быть, можно частично объяснить суровость, простоту и известное однообразие его произведений. Можно предположить также, что преподобный Феофан начал писать каноны еще в обители святого Саввы, поскольку на подвиг исповедничества он вступил в возрасте 38–39 лет[t].

Так или иначе, преподобный Феофан положил в основание своей жизни – наряду с исповеданием веры Христовой – труд по прославлению святых Божиих, которым он составлял свои каноны, написанные обстоятельно, но без попыток создания поэтических образов. Преподобный Феофан был суровым исповедником истины, о чем свидетельствует его житие. Так, он строго отвечал императору Феофилу, давшему приказание о начертании преподобных братьев. Таким же суровым был его ответ императрице Феодоре, когда та просила отцов, чтобы они молились о прощении грехов ее мужа, императора Феофила. Но эта суровость едина с любовью Преподобного к святым Божиим, к таинствам веры Христовой, к прославлению Лика Господа, Пресвятой Богородицы и святых; почитание их изображений он защищал своей жизнью, своим страданием. В ссылке или в темнице, склоняясь над неудобным для писания основанием, преподобный Феофан начертывал строки своих канонов и этим облегчал свои скорби, страдания своей души, в этом находил душевное равновесие, возможность и далее существовать и исповедовать имя Христово. И так в продолжение двадцати пяти лет!

Молясь за службами, которые составил Преподобный, можно заметить, что там, где жизнь святого была близка автору канона, есть и потепление чувства, и вздохи умиления, и речь приобретает напевность. В иных же канонах преподобный Феофан сдержан и краток, так что сокращает количество тропарей, а чтобы каждая песнь имела необходимое их число, он предписывает повторять первый тропарь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: