Каноны об усопших в Октоихе

Среди канонов преподобного песнописца, которые признаются его лучшими произведениями, прежде всего необходимо остановиться на его канонах усопшим, которые написаны для восьми гласов Октоиха и действительно имеют большие достоинства. Во всех этих канонах можно отметить большую музыкальность, стройность, богатство образов. Идея воскресения подается в них с особенной широтой, а для выражения своей глубокой любви к усопшим святой песнописец находит замечательные выражения. Так, он пишет в каноне 4-го гласа: Держай за десную руку раб Твоих, настави их на пажить безсмертную, Спасе, на зрение доброты Твоея [435]. В каноне же 8-го гласа преподобный Феофан умоляет Создателя: Яко Источник жизни присносущныя, яко сладости сый поток, рабы Твоя, благочестно к Тебе преставленыя, сподоби пети и славословити Тя во вся веки [436]. Здесь же изливает Преподобный свое исповедание веры во Христа, причем находит самые различные выражения и подобия. Весь ecи, Спасе мой, сладость световиднейшая, весь ecи желание ненасыщаемое: потоки Твоея пищи и водою оставления усопшия напой [437]. Здесь опять не забыты отшедшие от этой жизни. Мя, человека, посреде смирения же вкупе и величества создал еси [438], – исповедует Преподобный вечную истину человеческого жития. А далее он дает глубокое исповедание Богочеловечества Христова, Его великого подвига для нас. Наказав прежде многими чудесы... мене заблуждшаго, напоследок Самого Себе истощил ecи, яко сострадателен, – восклицает Преподобный, – и поискав обрел и спасл ecи [439].

Неслучайно преосвященный Филарет говорит о том, что и в его время заупокойные каноны преподобного Феофана привлекали к себе внимание и сочувствие инославных христиан, которые признавали их «высокое достоинство»[440]. Истинно от лица всего мира взывает Преподобный ко Христу, когда говорит в каноне усопшим: Очисти рабы Твоя и тем согрешений прощение подаждь, Человеколюбче, и жизни сподоби нетленней и блаженному наследию [441]. И, вероятно, в этом тропаре наиболее задевают сердце слова молитвы Преподобного: очисти рабы Твоя... Эти каноны преподобный исповедник Христов никогда не сокращает, тропари в них не повторяются, так как мысль их творца только-только укладывается в обычный размер песни (четыре тропаря, кроме ирмоса). В этих же канонах преподобного Феофана проявляется его глубокая любовь к мученикам Христовым, которых он умоляет помочь усопшим. Мертвостию живоносною, истканною мучений ради, всехвальнии мученицы одеяни светло, душам прежде усопшим божественный испросите покой[442].

Эта живоносная мертвость святых мучеников не только ощущалась Преподобным; он сам носил ее в своем теле и на своем челе, поэтому так жива его молитва к мученикам об усопших братьях. Именно святым мученикам усвояет Преподобный молитву об умерших, когда говорит: Тя мученицы молят: сих, яже преставил ecи от земли, в земли кротких, Спасе, упокой [443]. Преподобный Феофан, будучи мужем веры и исповедания, сам искал и жаждал покоя в земли кротких.

Вдумываясь в условия жизни и образ святых песнописцев, мы всегда находим в их писаниях выражения их основных, главенствующих дум и молитв. Так, у преподобного Космы Маиумского мы видим блаженные вздохи о судьбах мира и спасении людей во едином Христе, Сыне Божием, у преподобного Андрея Критского – молитвы-поэмы о необходимости и спасительности покаяния, у преподобного Иоанна Дамаскина – радостный полет души в его великом пасхальном каноне[u].

У преподобного же исповедника Феофана Начертанного в его канонах усопшим главенствует отчетливое созерцание жизни человеков за пределами этого мира. Он – по ходу своей жизни, в своих страданиях – все время предстоял исходу из этого мира, жил перед чертой, перед концом своего бытия в темничных заключениях и изгнаниях. Отсюда у него, постоянно сущего у этой грани, изливается живая молитва об усопших, о людях, перешедших последнюю грань. Отсюда – сила, достоверность, истинность его молитвенных вопияний о них, отсюда его заупокойная молитва, воспринимаемая всеми людьми. Отсюда – живая похвала Преподобному от всех, кто соприкасается в этой молитве со строками его канонов усопшим.

Предстояние вечности, умоление о вечности, о земле кротких здесь сочетается для преподобного Феофана с восхождением к образу благоразумного разбойника и с молитвой о рае для всех умерших. Рай убо с Тобою повешенному, яко отверзл ecи; ныне приими души, Владыко, к Тебе верою преставльшияся [444].

Таков образ преподобного песнописца-исповедника, такова одна из существеннейших частей его души, его вздохов, его желаний.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: