Канон в Неделю Православия

Канон в Неделю Православия, который, подобно канонам об усопших, заслужил высокую оценку преосвященного Филарета Черниговского, представляет собой произведение, значительно отличающееся от того, что мы видим в заупокойных песнопениях преподобного Феофана. Здесь – ликование, краткость и образность тропарей, здесь – похвала Церкви и удивление путям Божия Промысла о восстановлении почитания икон – образа Божия. Плещуще с веселием днесь вернии возопиим, – начинает свой канон преподобный исповедник, – коль чудна дела Твоя, Христе, и велика сила, наше единомыслие и согласие соделавый [445] День радостный, богомудреннии, приидите совершим, – продолжает дальше преподобный песнописец, – ныне небо и земля веселится, и Ангелов чини, и человеков собрания [446]. Радость преподобного исповедника продолжается и дальше настолько, что он приглашает всех верующих к рукоплесканию: Превелие благодеяние видяще, руками восплещим: разстоящияся уды Христовы, совокуплены во единство [447].

Всему канону преподобный Феофан дает краегранесие, также свидетельствующее о радости его сердца: Днесь благочестия богосветлая прииде заря. В последующих песнях канона Преподобный возвращается к воспеванию восстановленного почитания образа Христова, как сказал и в 1 -й песни об иконах Богоматери: Храм бо Твой, Пречистая Чистая, во образех украшаемый... зряще, ныне всесвященно радуемся [448]. В последующих песнях преподобный Феофан приглашает святых Апостолов Христовых в свидетели церковного торжества: Благогласно тайныя Апостолов Христовых трубы паче естества да вопиют честных образов исправление [449], – или взывает ко всей Церкви: Пишется и почитается верно покланяемый образ Владыки, и приемлет паки Церковь дерзновение [450].

В 8-й песни, восходя к положениям святого Православия, Преподобный в умилении восклицает: Законы Церкве... сохраняюще, образы пишем и лобзаим усты, и сердцем, и хотением, Христовы и Его святых [451], – и богословствует дальше: На первообразное яве образа, почесть и поклонение возносяще, чтим, богоглаголивых учением последующе [452]. Гимн, печатлеющий его страдания за святые иконы и радость его преподобного сердца, особенно величествен в заключительной, 9-й песни: Священнописаньми образов украшеную, зряще паки честную Церковь, со благоговением... возопиим: Тебе величаем, Трисвятый [453]. Честь и славу стяжавши Церковь Крест Твой, и честныя иконы, и святых изображения с веселием, Владыко, и радостию величает Тя [454]. Здесь преподобный Феофан говорит уже не сам, он как бы отдает слово самой Святой Церкви, сам же устраняется от высказывания: Церковь... величает Тя.

Своим каноном Преподобный на все времена закрепил разум Церкви, ее победу, полноту ее исповедания. Здесь нашло место ликование всех святых исповедников за святые иконы, но Преподобный ни словом не упоминает об их страданиях; здесь только радость о Господе, прославление Православия. Не ктому нечестивых еретиков ныне бровь вземлется, – свидетельствует Преподобный в этом каноне, – Божия бо сила Православие удержала есть [455]. Канон в Неделю Православия был путемерием жизни его творца, преподобного Феофана Начертанного. Вскоре после его написания, празднования дня Торжества Православия и получения сана епископа Никейского преподобный Феофан отошел ко Господу. Заключительной песнью его жизни была радость, торжество радости, богосветлая ее заря, как он изобразил это в краегранесии своего канона.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: