Служба святому равноапостольному Николаю Японскому

В одном из новых последований русским святым – в Службе святому равноапостольному Николаю Японскому (1978) – богословские тексты обильно даны во всех разделах.

Здесь – высокое богословие Бога Троицы; здесь – учение о воплощении Сына Божия; здесь – таинство Приснодевства Пресвятыя Богородицы; здесь же – так необходимая в наш век проповедь о спасении человека. Тексты эти только временами могут быть трудны для восприятия на слух, богословский же уровень их высок и достоин всякого одобрения[ccc].

Троицу Единосущную проповедал ecи, Яже есть Любовь совершенная [1077], – богословствует творец Службы в стихирах на Господи, воззвах. Несозданная Троице, Божественная Единице в Триех Ипостасех, к жизни Божественней в любви и мире зовеши Твое создание [1078], – читаем мы в седальне, принимая душой как исповедание тайны Святыя Троицы, так и думу о спасении человека. То же мы видим и в каноне, где, воспевая Равноапостола, автор говорит: Ясно проповедал ecи Триединаго Бога, любовь Свою изливающа на все созданное, наипаче же человека [1079].

В тексте многих стихир и в песнях канона мысль автора Службы о спасении человеков неоднократно выражена настолько ясно, что кажется одной из основных. Изложение тайны воплощения Бога Слова почти нигде не дается без соответствующего отнесения этой спасительной тайны к человеку.

Явилася ecи, Пречистая, служительница спасения вечнаго, сочетала бо ecи вочеловечением естеству земнородных Сына Божия, Единаго Ходатая Бога и человеков [1080], – читаем мы в Богородичне 1-й песни канона. Единороднаго Сына Отца Безначальнаго родила ecи, – пишет автор в стихирах на литии, – ...Спасителя человеков, Просветителя мира [1081].

Приснодевство Богоматери автор Службы всегда старается сочетать с заботой о спасении человека: И Дева, и Непорочная Мати Спасителя мира [1082]. Отроковице Богоневесто Марие, родила ecи Иисуса Спаса, обновившаго мир и всего обветшавшаго человека [1083].

Самого святителя и равноапостола Николая автор Службы прославляет как проповедника Спаса рода человеческого: Исповедниче любве Христовы, – слышим мы в стихирах на Господи, воззвах, – и проповеднице Воплощеннаго Бога Слова, Спасителя человеческаго рода [1084].

Так богословы наших дней и в песнотворческих трудах имеют великое попечение о спасении человеков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: