Служба священномученику Ермогену, патриарху Московскому

Особое положение занимает Служба священномученику Ермогену, патриарху Московскому. Она вся, от начала до конца, – излияние горячей души и большого откровенного таланта, воспевающего в духовном восторге подвиг священномученика русской столицы, митрополии государства Российского. И вся Служба – гимн богословия, которое берет себе пищу из речений Ветхого и Нового Заветов, из богослужебных текстов и все претворяет в высокий, вдохновенный гимн, восхваляющий Творца, Мудрость и Радость Его Творчества и великий подвиг священномученика патриарха Ермогена.

Граде Москва, сердце Руси Православныя, – останавливает наше внимание восклицание творца Службы уже в стихирах на малой вечерни, – граде великих святителей, красуйся новым чудотворцем Ермогеном [1051]. Доме темничный, доме святый, в немже святитель скончася, веселися, обрел бо ecи благодать: престол Божия храма [1052].

В стихирах великой вечерни опять звучит голос исповедания веры: Глас Святыя Церкве Православныя со умилением любве взывает: приидите, чада моя, имиже болезную. Приидите к святителю великому, приидите к священномученику предивному, приидите к молитвеннику за Русь неотступному [1053].

И ниже: Господи, аще не быхом святаго Твоего священномученика Ермогена имели молитвенника... како смели, Спасе, стояти пред лицем Твоим во гресех наших [1054].

Постигоша Русь греси ея, потоцы беззакония смятоша ю, – вопиет песнотворец далее, – ...но обратися ко Господу и спасеся, святителю Ермогену проповедующу, и к покаянию зовущу [1055]. Что сие есть празднество? <...> Что сие есть благохвальное и красное собрание? – в восторге духа вопрошает песнотворец, – ...вся Православная Русь торжествует, святителю Ермогену предлежащу... и тайно глаголющу: не бойся, малое стадо... не погибнет Русь Православная [1056].

Столь же духовно и с большим талантом составлен канон, весь построенный из речений Ветхого и Нового Заветов в приложении к восхвалению подвига священномученика. И краегранесие канона также значительно: Вонми, земле, гласу святителя Ермогена: святая и Богом любимая Русь не погибнет [1057].

Начало премудрости – страх Господень [1058], – восклицает в 1-й песни канона его создатель. Уподобился ecи купцу, многоценен бисер обретшу [1059], – находит параллель со словами Евангелия творец канона (см.: Мф. 13, 45–46), ублажая Святителя далее, и восклицает: – Господи, Господь наш, яко чудно Имя Твое по всей Pycи [1060].

Тебе, одеющагося молитвою, яко ризою [1061], – продолжается поступательный ход канона в согласии с песнью церковного Страстной седмицы. Яко древо при исходищих вод, был ecи у Престола благодати [1062], – читаем далее.

Огнем лютыя злобы опаляема, пещи огненней уподобилася есть Православная Русь во дни разорения и мятежа [1063], – размышляет со скорбью составитель Службы. Выход – в молитве к Святителю.

Богу нашему тобою слава, – заканчивая канон, пишет песнопевец.– Тебе же, священномучениче Ермогене, довлеет радоватися во свете лица Его... да не погибнет Русь Святая [1064]. И совсем в конце с молитвою к Святителю: Егоже возлюбил ecи, Ему же душу свою предал ecи... Моли Бога о нас, святый священномучениче Ермогене [1065].

До конца верен взятому принципу творец Службы; он заканчивает ее, повторяя в каждой из хвалитных стихир на утрени хвалебные строки Псалтири: Хвалите Бога во святем Его [1066], хвалите святаго в силе его [1067], хвалите святаго во псалмех и песнех [1068], хвалите святаго в соборе освященных, похвалите его, ecи людие [1069].

Пафос всего произведения не оставляет места для отдельных богословских размышлений автора, так как, по существу, вся Служба священномученику Ермогену представляется сплошным восторженным слитком литургического богословия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: