Служба святителю Иоасафу Белгородскому

Если обратиться к богослужебным трудам начала XX столетия, то, изученные выборочно, они представляются различными по своему содержанию и достоинству.

Перед нами три Службы, написанные в честь преподобного Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Ермогена, патриарха Московского.

Служба преподобному Серафиму – несмотря на то, что русский народ подвигся к нему необычайно сильной, неописуемой любовью, несмотря на то, что ко времени создания Службы (1903) имелась различная житийная литература о Преподобном, – не согревает сердца, не захватывает его: так обычны, стереотипны, привычны все обороты речи, все восхваления и воспевания Преподобного. Ни стихиры, ни два канона не останавливают внутреннего внимания, не поражают, не согревают душу молящегося. То же следует сказать и о богословских выкладках: они обычны для слуха и не трогают сердца. В Богородичнах, где прочие авторы помещают излияния души о светлой радости христиан – воплощении Бога Слова, находим обыденные обращения к Богоматери о спасении и помиловании.

Поэтому нас радует Служба святителю Иоасафу Белгородскому, в которой наши мысль и чувство находят утешение, удовлетворение.

Нощней тьме огустевающей, – читаем мы уже в стихирах на Господи, воззвах, – умножается звездный блеск... тако и умножившейся на земли греховней тме, возведем горе очи наши, братие, и сияние добродетелей святителя узревше, к небесному отечеству потщимся [1042]. Святитель ублажается как заповедей Христовых живая скрижаль, на лица человеков не взиравший[1043]. В стихирах на стиховне встречаемся с теми выражениями внутреннего самовоззрения, которые мы отмечали выше в Службах иконам Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и «Неопалимая Купина»: Поревнуим о благочестии, братие... возненавидим гордыню и сребролюбие, яко тая отринув святитель Христов, на небеси... вечную славу прият и сокровище обрете неиждиваемое [1044].

Начиная канон, творец Службы опять обращается к внутреннему состоянию души своей: Иоасафа святителя воспевающе подвиги, очистим помыслы ума нашего, братие [1045].

В седальне по-внутреннему, духовно восхваляются добродетели Святителя: Кая добродетель не обрете в души твоей обиталища?.. – вопрошает творец Службы и отвечает: Нищета бо духовная и о Царствии Небеснем плач, и нрава кротость, и правды искание, и ко ближним милосердие, и сердца чистота во твоем непорочнем житии просияша [1046].

Весь канон содержится в чувстве непрестающей новозаветной радости и утешения, а в последних строках хвалитных стихир подводится как бы итог всей написанной Службе святителю Христову Иоасафу: О преславнаго чудесе! <...> Яко умножившимся соблазном на земли и вере зело умаленней, чудесная умножаются от мощей святителя исцеления. Зрите убо, людие российстии... колико может молитва праведнича, како древних чудес подобие днесь нам является. Слава Тебе, Христе Боже, яко Ты ecи святыми чудодействуяй [1047].

Богословские размышления творца Службы даны в Богородичнах; они кратки и несколько трудны в своем выражении, однако в этом заключается их самобытность: Гору святую, превышнее Носило, Матерь Божию и Деву Истинную по рождестве воспоим [1048]. Воплотися Бог по ипостаси, Чистая, из Тебе плоти соединяешь, пребыв неизменен, по Божественному существу безплотен [1049]. Превечно от Отца возсиявша Бога Слова во утробе плотию заченшую ecи ублажаем, яко Матерь всех Бога [1050].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: