Краткий глоссарий науки

Абстрагирование – мыслительный процесс, основанный на способности исследователя отвлекаться от некоторых характеристик (свойств, отношений) объектов исследования, которые не влияют на закономерности изучаемого процесса или на поведение объекта в заданных условиях, и одновременно выделять, вычленять свойства и отношения, которые их определяют. Составными частями абстрагирования служат анализ, синтез, обобщение, выработка заключения и формулирование выводов.

Автор – создатель тезисов доклада, статьи в периодическом или тематическом издании, книги, учебного пособия, научно-технического пособия, инженерной записки и т. д., в которых описываются результаты научных исследований, испытаний или систематически излагается содержание того или иного научного направления. Автором может быть как учёный - теоретик, или экспериментатор,- так и практик, описывающий процедуру и результаты испытаний.

Автореферат – предельно сжатое изложение автором содержания своей собственной работы, представленной к защите. Для ученых – это автореферат кандидатской или докторской диссертаций, для студентов – текст доклада на защите выпускной квалификационной работы бакалавра, дипломной работы специалиста или магистерской диссертации магистра. В автореферате доказывается актуальность темы работы, формулируются цель и задачи исследования, обосновывается выбранный научный аппарат, описываются пути решения поставленных задач и полученные результаты.

Актуальность темы исследования – это соответствие темы потребностям того или иного направления науки при наличии в нем в настоящее время проблем, тормозящих ее дальнейшее развитие, необходимость их решения и практического воплощения результатов исследования.

Анализ – мыслительная операция, состоящая в разложении, расчленении объекта исследования на составные части и в рассмотрении их в качестве самостоятельных. Анализ является одним из основных методов познания при изучении литературы по выбранному направлению, будучи фактически начальным этапом осознания проблемы. Выделяют следующие виды анализа: системный, структурный, критический, проблемный, сравнительный и др.

Анализ литературы – изучение существующих текстовых и графических источников информации, содержащейся в научных и научно-технических периодических изданиях, в трудах научных и научно-технических или научно-практических конференций и совещаний, в резолюциях и решениях административных и управленческих органов, в отчетах испытаний, в книгах, учебных пособиях. Цель анализа литературы – формирование общего представления о современном состоянии той или иной области науки, выявление противоречий и проблем, мешающих ее дальнейшему развитию

Аналогия – метод получения знаний, состоящий в установлении сходства между известным и новым объектами познания или описания и в построении нового теоретического знания на основе этого сходства.

Аннотация – краткое описание цели и объекта исследования, использованных методов и полученных результатов. Аннотации помещаются в книгах, брошюрах, перед статьями в периодических научных журналах и сборниках трудов конференций. Ознакомление с аннотацией способствует ускоренному выбору источника при изучении литературы по заданной теме.

"Бритва Оккама" – методологический принцип, согласно которому в научных текстах запрещается использовать те термины-понятия, которые не ясны самому пишущему, а также не являются очевидными и понятными возможному читателю, в которых нет крайней необходимости при описании предмета исследования. Этот принцип назван в честь английского учёного У. Оккама, ещё в Средние века выдвинувшего требование простоты письменных текстов, по возможности наименьшего использования независимых теорий и идей для объяснения явлений действительности. Считается, что этот принцип оберегает от излишеств, повышает надёжность исследования.

Валидность метода исследования – его соответствие цели и задачам исследования, позволяющее получать необходимую исследователю надежную информацию об изучаемом объекте. Метод исследования выбирается перед каждым независимым этапом работы, от правильности его выбора зависит результат всего исследования.

Верификация – подтверждение научной теории эмпирическими, экспериментально наблюдаемыми фактами.

Виды исследования – теоретические, экспериментальные и смешанные.

Выбор темы исследования – совершается с учётом актуальности, т. е. её востребованности в науке и практике, личных интересов и возможностей исследователя, а также традиций коллектива, в котором работает исследователь, обеспеченности необходимым измерительным и научным оборудованием.

Выводы – получаемые путем осмысления полученного в ходе исследований теоретического и эмпирического материала новые суждения, новые знания, которых нет в существующих теории или практике. Выводами заканчивается автореферат, курсовая, выпускная и диссертационная работы. Промежуточные выводы делаются в каждой главе названных работ.

Гипотеза – научное утверждение, которое основано на наблюдаемых фактах или теоретических положениях. Это утверждение не является истинным, пока оно не подтвердится, ни ложным, пока не будет опровергнуто. Гипотеза выдвигается как рабочая версия, предварительное объяснение явления или процесса или предположение об их существовании. В отличие от аксиом и постулатов гипотеза требует доказательств.

Глоссарий – краткий справочник с пояснениями, который составляется для однозначного понимания специальных понятий, редко употребляемых или малознакомых слов и выражений, сокращений и т. п.

Дедуктивный метод – метод научного познания, включающий сначала выявление общей идеи, гипотезы или теории в предположении их верности, а затем – поиск, получение фактов для их доказательства или иллюстрации. Этот метод предполагает переход в процессе познания от общего к частному и единичному, он применяется также при системном анализе, классификации, систематизации, обобщении, моделировании явлений и процессов.

Дефиниция – определение смысла того или иного понятия, установление специфики его использования в устной и письменной речи при описании научного исследования.

Диалектический метод – это метод научно обоснованного и логически верного доказательства истины с учетом всесторонних связей исследуемого объекта или явления с окружением.

Задачи исследования – это те конкретные действия, которые надо совершить с учетом предполагаемой гипотезы для достижения поставленной цели исследования.

Заключение – завершающая часть описания научного исследования, содержащая выводы по его итогам и констатирующая путем раскрытия сначала общих, а затем и частных идей, что поставленная цель исследования достигнута, а высказанная гипотеза доказана.

Индуктивный метод – метод научного познания, основанный на обобщении результатов наблюдений и экспериментов.

Исследование – вид познавательной деятельности, совокупность действий по целенаправленной выработке новых знаний об объекте или процессе, изучению малоизвестных или неизвестных фактов и явлений.

Качественный анализ – совокупность химических, физико-химических и физических методов определения типов химических элементов, входящих в состав сложного вещества. Качественный анализ обычно предшествует количественному анализу, с помощью которого устанавливается процентное содержание каждого из элементов в сложном веществе.

Классификация методов исследования – это разделение методов исследования по источникам познания. В реферативных, курсовых и дипломных работах используют, как правило, разделение методов на три группы: теоретические, т. е. методы изучения теории в её различных видах и формах; эмпирические, т. е. методы изучения практики, и методы анализа материала, полученного в ходе теоретического и эмпирического познания, - количественные (статистические) и качественные (содержательно-смысловые).

Компиляция – составление нового текста путем соединения фрагментов чужих трудов без их самостоятельной обработки и без ссылок на авторов.

Лабораторный эксперимент – исследование какого-либо явления или процесса в искусственно созданных специальных условиях.

Математические методы исследования – это методы обработки эмпирических данных, определяющие количество каких-либо свойств у объекта изучения или количество их повторения в ходе изучения. К ним относятся методы числового выражения наличия качества (математический расчет), его процентное соотношение с целостным явлением или другими качествами, вычисление среднеарифметической величины, определение дисперсии (отклонения от среднего) и коэффициента достоверности и др.

Метод (в исследовании) – основной способ сбора, обработки или анализа данных; правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.

Методика – организационный документ, основанный на совокупности методов, связанных общностью решаемой задачи. Методика выполняет функцию методической инструкции.

Методические рекомендации – систематизированный перечень действий, выполнение которых, по мнению автора и составителя, ведёт к достижению поставленной цели. Этот перечень излагается как правила, нормы, мероприятия, условия, влияющие факторы, требования, советы и т. д.

Методы обработки эмпирических данных – методы их количественного и качественного описания. Количественное описание осуществляется с использованием математических методов и методов графического представления эмпирического материала, качественное – как интерпретация фактов и использование различных видов анализа.

Монография – наиболее важная и серьёзная научная публикация в виде книги, излагающая результаты экспериментальных и теоретических исследований, выполненных разными авторами по сложной и актуальной теме, с учётом последних научных достижений.

Наблюдение – это эмпирический метод исследования, состоящий в преднамеренно организованном восприятии изучаемого объекта. При этом исследователь принципиально не вмешивается в естественный процесс деятельности (жизнедеятельности) объекта, он участвует в нём только в своей роли наблюдателя. Различают прямое и косвенное (скрытое), сплошное и выборочное, простое и включённое (т. е. предполагающее соучастие в событиях) наблюдение. Используемое в научных целях, оно должно быть планируемым, систематичным и контролируемым. Применяется в эксперименте и обобщении опыта работы.

Научная новизна научного исследования – определение вклада исследователя в науку, т. е. того, что дополняет, уточняет или изменяет имевшиеся ранее научные знания и представления.

Научный аппарат исследования – это перечень последовательных действий, определяющих актуальность его темы, т. е. направленных на выявление имеющихся внутренних противоречий в той или иной области науки и указывающих на необходимость их устранения в ходе исследования, на определение объекта и предмета исследования, на формулирование проблемы, цели и задач исследования, на подбор независимых теоретических и эмпирических методов исследования, на определение его этапов. Процесс выработки этих действий называется проектированием исследования.

Обобщение – логическая операция, направленная на приращение знания путем мысленного перехода от частного к общему, выделения общих, существенных свойств, присущих исследуемому классу предметов или отношений.

Оппонент – специалист, хорошо разбирающийся в проблеме исследования, критически оценивающий результаты исследовательской деятельности того или иного ученого и излагающий результаты своего рецензирования в официальном отзыве или в публичном выступлении. Официальный оппонент на защите диссертации утверждается диссертационным советом, на защите магистерской диссертации – заведующим кафедрой.

Практическая значимость исследования – востребованность результатов исследования, его выводов, предложений и рекомендаций наукой и техникой. Может подтверждаться актами внедрения результатов исследования в практическую деятельность того или иного предприятия, института.

Предзащита – процедура предварительного просмотра и оценивания состояния диссертационной работы (дипломной работы специалиста, выпускной квалификационной работы бакалавра), её готовности к защите перед специализированным диссертационным советом (государственной экзаменационной комиссией). Проводится за определенное время до защиты с расчётом времени на исправление недостатков и недоработок. Для её проведения создаётся специальная комиссия, которая принимает решение о допуске квалификационной работы к защите.

Предмет исследования – это то, что конкретно исследуется и преобразуется в исследовании: наиболее существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых особенно важно для решения проблемы исследования.

Проблема исследования – различие между существующим, чаще всего нежелательным состоянием объекта или явления, и желательным положением дел, выраженное научным языком. Это часть аппарата исследования, разрабатываемая на основе актуальности темы и выявленного противоречия.

Резюме – форма выводов или заключения, состоящая в последовательном и кратком перечне основных положений отдельной главы или всей работы.

Рецензия – краткий критический анализ и оценка исследовательской работы, даваемые оппонентами.

Список литературы – перечень литературы в конце научной работы, изученной и использованной авторами исследования при ее выполнении. Является обязательной частью письменного текста, описывающего проведенное исследование.

Сравнительный анализ – метод сопоставления двух и более явлений, идей, положений, нахождения в них общего и различного.

Ссылка – указание в тексте описания научной работы на цитируемый источник чужого научного знания, представленного при цитировании фрагментами текста, графическим или иллюстрационным материалом. Ссылка дается номером цитируемого источника в списке литературы, заключенным в квадратные скобки

Статья (научная) – письменный научный труд небольшого объёма (до 8-10 страниц машинописного текста) с рисунками, графиками, фотографиями, таблицами данных. Статьи публикуются в периодических научных журналах, в трудах научных конференций, в тематических сборниках научных трудов.

Тезисы – краткое описание исследования, включающее его цель, методы и полученные результаты. Они используются как предварительный источник информации о выполненной научно-исследовательской работе.

Теоретическое исследование – это исследование теоретических проблем в той или иной области науки и получение теоретических выводов.

Фактор – обстоятельства, ситуации, элементы действительности, условия или причины изменения объекта исследования, которые влияют на конечный научный результат и на эффективность того или иного действия.

Цель исследования – это краткое словесно-логическое описание новых ожидаемых результатов исследования, получаемых с помощью выбранных методов. Она формулируется на основе анализа современного состояния того или иного направления науки, выявления в нем противоречий и нерешенных проблем.

Цитата – точная дословная выдержка из какого-либо текста с указанием автора, источника и цитируемой страницы. В научных текстах цитаты заключают в кавычки, цитирование может также оформляться как прямая или косвенная речь.

Эксперимент – метод исследования объекта или явления (процесса) с помощью специальных приборов для получения новых знаний с целью использования их при доказательстве теоретической идеи (гипотезы). В ходе экспериментов часто делаются открытия в различных областях науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: