О месте и роли парламента в системе органов государственной власти свидетельствует его компетенция, которую составляют функции, находящие свое проявление в конкретных полномочиях.
Компетенция парламента определяется конституцией и законами страны и во многом зависит от формы правления и государственного устройства, от исторических и политических условий и даже от субъективного фактора. Известна, например, роль де Голля, руководившего разработкой конституции Франции 1958 года значительно ограничившей компетенцию парламента.
Анализ конституционно-правового статуса парламента различны стран дает возможность выявить многофункциональный характер современного парламента и основные сферы его деятельности. Среди последних отметим: законодательную, учредительную, контрольную, организационную, финансовую, внешнеполитическую судебную и др.
В рамках законодательной функции парламенты наделены полномочиями по принятию законодательных нормативно-правовых актов. Законы, принимаемые парламентом делятся на конституционные, органические и обычные.
|
|
Некоторые парламенты наделены правом принятия конституции, что дает основания говорить о присущей им учредительной функции.
Контрольная функция парламента содержит полномочия, позволяющие ему осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти и других высших органов государства. Существуют различные формы парламентского контроля. Так, контроль за деятельностью правительства осуществляется в следующих формах: депутатского запроса, адресованного правительству или отдельным министрам в виде вопроса или интерполяции; дебатов по вопросам политики правительства; постановки вопроса о доверии правительству в виде вотума недоверия и резолюции порицания; докладов и отчетов правительства и его членов на пленарных заседаниях парламента; парламентских слушаний; парламентских расследований; деятельности парламентских органов (счетной палаты, омбудсмана и т.д.); импичмента по отношению к высшим должностным лицам.
Некоторые из перечисленных форм, связанных с контролем за деятельностью правительства, присущи только парламентам конституционных монархий, смешанных и парламентских республик, и не имеют места в президентских республиках.
В рамках организационных функций парламент обладает полномочиями по формированию различных государственных органов и назначению должностных лиц. Парламенты стран, относящиеся к парламентским республикам, принимают участие в выборах президента, в формировании правительства. Парламенты государств всех форм правления создают внутри парламентские организационные структуры.
|
|
В Молдове, Греции и др. странах президент избирается парламентом, в Италии, ФРГ члены парламента составляют большую часть коллегии, выбирающей президента. В ФРГ, Швеции парламент избирает главу правительства и утверждает других членов правительства.
В президентских и смешанных республиках роль парламента в формировании правительства предельно ограничена. В США, например, президент назначает членов администрации, членов Верховного Суда, но с согласия Сената. Президент Франции, обладая дискреционным правом по формированию правительства, реализует его с учетом расстановки политических сил в парламенте.
Финансовые полномочия парламента связаны с принятием бюджета, установлением налогов и других источников государственных доходов и др.
В сфере внешней политики наиболее важную сторону парламентской деятельности составляют полномочия по ратификации международных договоров и соглашений, объявлению войны и заключения мира, определению основных направлений внешнеполитической деятельности правительства и др.
Судебную функцию парламента составляют полномочия, связанные с объявлением амнистии, привлечением к судебной ответственности президентов, членов правительства, судей и других должностных лиц в порядке процедуры «импичмента».
Импичмент – это установленная в конституции парламентская процедура по привлечению президента и глав правительства к ответственности перед судом общей или специальной юрисдикции.